2 мая 2020 | Злата Фетисова
Анатолий Белый: «Здоровая доля тщеславия — это часть профессии, без нее актер не состоится»
Номинированный в этом году на «Золотую Маску» за роль Каренина в спектакле Дмитрия Крымова «Сережа» Анатолий Белый уже 18 лет остается ведущим актером МХТ им. Чехова. Но еще дольше он остается убежденным авангардистом в профессии. Об этом, а также о роли Табакова и Серебренникова в его карьере, амбициях и актуальном театре мы поговорили с ним в интервью.
Идя на встречу с Анатолием Белым, сыгравшим за два десятка лет на театральной сцене Мастера, короля Лира, Тригорина, Астрова, Райского, Штольца, Каренина и далее по списку, ожидаешь увидеть степенного академичного «премьера» если не с моноклем в глазу, то с напряженным подбородком и поджатыми губами. На деле встречаешь человека большого обаяния, приветливого и добродушного, хотя и не лишенного строгости. Впрочем, для того, кто предъявляет высокие требования к себе и работе, это естественно.
За плечами Белого 17 лет службы в Московском Художественном театре. 16 из них — под руководством Олега Табакова, который разглядел талант в актере, сыгравшем в 2002 году одну из центральных ролей в провокационном спектакле Кирилла Серебренникова «Откровенные полароидные снимки», и пригласил его в труппу. «За все годы в Художественном театре у меня не было ни одного проходного спектакля, — рассказывает Белый. — В 2004 году к нам пришел Сергей Женовач ставить «Белую гвардию», и мне предложили роль Шервинского. Потом был Тадаси Судзуки и его «Король Лир» — японский театр в сочетании с европейским, русскими артистами и психологической школой, это был невероятный замес! Дальше тоже — что ни спектакль, то открытие для меня: «Терроризм»,«Человек-подушка» и «Околоноля» Серебренникова — сумасшедший материал, острейший, выворачивающий наизнанку, «Обрыв» Адольфа Шапиро — непривычная для меня романтическая история из русской классики, «Дуэль» Антона Яковлева — знакомство с Чеховым. Это разные актерские походы, которые меня обогащали. Что говорить, МХТ стал для меня судьбоносным моментом в жизни». Несмотря на это, к понятию «театр — дом» актер относится скептически: «Слишком большой МХТ для дома, понимаете, у меня здесь нет ощущения камерности. Для меня это скорее большой родной корабль, место моей силы, моей творческой жизни».
Сегодняшний МХТ, который хоть и потерял в 2004 году в аббревиатуре литеру «А» — академический, остается оплотом классической русской драмы, и Анатолий Белый — одно из главных его лиц. Верится с трудом, но когда-то он совсем не собирался связывать свою судьбу с таким театром. «Я поступил в Щепкинское училище и попал на экспериментальный курс Новиковой Людмилы Николаевны, ученицы Анатолия Васильева, в то время, когда в театре заново открывали систему Михаила Чехова, биомеханику Мейерхольда. Мы впитывали новые техники, занимались комедией дель арте, психологическим жестом, — вспоминает Белый. — Так что, выйдя в 1995 году из училища, я и не предполагал, что буду работать в МХТ. У меня было авангардное театральное воспитание, и мне повезло — я служил в Театре Станиславского, потом в Центре драматургии и режиссуры, делал авангардные вещи и чувствовал себя в них классно, комфортно. Потом случилась моя встреча с МХТ, и я неожиданно понял — это же круто, это здорово! У театра были разные периоды. Сейчас перевернулась огромная страница его жизни под названием Олег Павлович Табаков, открылась новая, связанная с именем Сергея Васильевича Женовача, и я верю, что он повернет наш корабль в сторону яркого, мощного, современного театра, основанного на традиции русской школы».
Для Анатолия Белого худруковский штурвал уже начал вращаться: в новом спектакле Женовача «Бег» по пьесе Михаила Булгакова он играет центрального героя — Хлудова. «Тема «Бега», к сожалению, актуальна до сих пор: мы по-прежнему теряем Россию, решаем каждый для себя — оставаться или уезжать, — говорит актер. — У нас вроде бы не происходит никаких революций, но политические репрессии — другим словом не назовешь, закручивание гаек — это очень плохая тенденция. Уважение к личности, к человеку, а не к массе, обесценивается. Ты понимаешь, что тебя не слышат, не слушают, власть не ведет диалога. Почему-то многим кажется, что в России по-другому, кроме как такими авторитарными методами, нельзя, но я думаю, что все-таки можно и нужно».
Еще один яркий пример современной режиссуры на сцене МХТ — спектакль «Сережа» Дмитрия Крымова. За роль Каренина в нем Белый в этом году номинирован на «Золотую Маску». Интересуюсь у Анатолия, важны ли ему вообще сейчас какие-либо награды, пусть даже самые престижные в театральной среде. «Давайте я не буду вам врать. Мне, конечно же, хотелось бы получить «Золотую Маску». Конечно! — восклицает он. — Здоровая доля тщеславия — это часть профессии, без нее актер не состоится. Я — человек амбициозный». Возражаю: с таким мощным театральным бэкграундом Белому вряд ли нужно еще кому-то что-то доказывать. «Дело не в этом, — улыбается он, — это доказательство самому себе. Сейчас каждой новой работой я себе доказываю, что не оброс театральными коростами, штампами и не «омертвел». Мне очень хочется выйти на новую ступень мастерства. И впереди еще так много всего!»
Фото: Vladimir Vasilchikov
Cтиль: Irina Firsova
Ассистент стилиста: Анастасия Карлышева
Груминг: Екатерина Корнева
Продюсер: Екатерина Дементьева
Ваш бонус Скидка дня: –20% на Guess