18 декабря 2021
5 малоизвестных фактов об одном из главных символов Нового года — балете «Щелчкунчик»
129 лет назад, 18 декабря 1892 года, в Мариинском театре в Санкт-Петербурге состоялась премьера культового балета Петра Чайковского на либретто Мариуса Петипа. Рассказываем о нескольких любопытных фактах из истории самого волшебного произведения в истории, без которого невозможно представить новогодние праздники
Клара, Мария или Маша: как же зовут главную героиню балета?
За более чем вековую историю произведение Петра Чайковского и Мариуса Петипа претерпевало не одно изменение: хореографию перепридумывали многие постановщики по всему миру, оставляя неизменной лишь безупречную музыку композитора. В оригинальном произведении, рождественской сказочной повести «Щелкунчик и Мышиный король» авторства Эрнста Теодора Амадея Гофмана, главную героиню звали Мари. Ее прообразом стала дочь товарища немецкого писателя-романтика, Клара. В Российской империи сразу после окончания Первой мировой войны от немецкого имени отказались — и так на сцене начала появляться не Мари, а Маша.Благодаря смелости Чайковского российская публика впервые услышала новый инструмент
Во время подготовки балета к премьере, которая состоялась 18 декабря 1892 года в Мариинском театре в Санкт-Петербурге, Петр Ильич Чайковский заказал из Парижа новый для того времени музыкальный инструмент — челесту. Визуально она напоминает фортепиано, однако звучит иначе. По замыслу Мариуса Петипа, во время танца феи Драже зрители должны слышать «падение капель воды в фонтанах». Именно такой звук, подобный стуку маленьких колокольчиков, и воспроизводит челеста.Чтобы поставить балет «Щелкунчик», от команд театров необходимо максимум усилий костюмеров и художников
Помимо эффектной хореографии, которую адаптируют по всему миру и видоизменяют под рынок, отходя от непревзойденного оригинала, особой работой для команд театров становятся декорации и костюмы. Вы наверняка отмечали богатое убранство сцены и количество реквизита во время похода на «Щелкунчика». Вот несколько официальных цифр от New York City Ballet: гигантская рождественская елка, украшающая сцену в одном из актов, весит больше тонны и «вырастает» на 12 метров в высоту, а за кулисами одновременно работает около 57 разных людей, контролируя смену декораций.Впервые балет «Щелкунчик» поставили в США не в Нью-Йорке, а в Сан-Франциско, только в 1944 году
Вы наверняка слышали о постановке «Щелкунчика» российско-американского хореографа Джорджа Баланчина. Именно ему балет Чайковского обязан своим успехом за океаном: в 1954 году Баланчин поставил рождественскую сказку для Нью-Йоркского балета, и именно по его версии в 1993 году был снят фильм. Однако впервые в США «Щелкунчика» показали не в 1954 году, а на десять лет раньше — и не в Нью-Йорке, а в Сан-Франциско. Художественный руководитель балета Сан-Франциско Уильям Кристенсон решил полностью использовать оригинальную хореографию Петипа и показал балет в канун Рождества в 1944 году. Публике он невероятно понравился, и с тех пор балет Сан-Франциско исполняет «Щелкунчика» каждый сочельник и в течение всего зимнего сезона.Золотым стандартом «Щелкунчика» стала постановка Юрия Григоровича 1966 года в Большом театре
Идеальными Машей и сказочным принцем, заколдованным в Щелкунчика, стала звездная пара русского балета Екатерина Максимова и Владимир Васильев. По словам Григоровича, Щелкунчик в исполнении Васильева был идеальным сказочным героем, а Максимова порхала по сцене, словно настоящая снежинка.Для этих трех знаков конец 2022 года будет психологическим испытанием Читать
Торт с мандаринами и шампанским, пирожные из «снега» и другие самые красивые новогодние десерты в ресторанах Москвы Читать
Источник фотографий: Legion Media
Ваш бонус Скидка дня: –20% на Guess