31 мая 2023 | Natasha Smirnova
6 фильмов Паоло Соррентино, которые влюбят вас в кино гениального итальянца
В 53-й день рождения режиссера из Неаполя, прославившегося на весь мир, U Magazine рассказывает о его главных шедеврах в творческом портфолио
«Рука бога» (2021)
«Рука бога» — это удивительный гол, который Диего Марадона забил в ворота сборной Англии в 1986-м: мяч отскочил от его кулака, но гол все равно засчитали. Но кино Паоло Соррентино не про футбол, а про него самого, точнее, про его альтер эго Фабьетто Скиза (Филиппо Скотти) — 17-летнего подростка в Неаполе 1980-х. Большое семейство Скиза, многочисленные дядья и тетки, кузены и кузины, собираются за обедом, чтобы обсудить последние новости. Одна из теток наконец-то нашла жениха, но больше ее замужества семью, да и весь Неаполь волнуют слухи, что футбольный клуб «Наполи» собирается купить Марадону. Фабьетто — ярый его поклонник, но к моменту, когда легендарного футболиста наконец переведут в Италию, жизнь героя радикально изменится: вместо футбола у него появится новое увлечение — кино. Впрочем, рука Марадоны все же окажется божественной, и сыграет в судьбе Фабьетто важную роль. Фильмы Соррентино часто хвалят (и критикуют) за излишнюю декоративность, богатую форму, не оправданную сюжетом, за визуальную роскошь ради роскоши. «Рука бога», по словам режиссера, «снята попроще». Впрочем, только для самого Соррентино: в кадре по-прежнему любимая зрителем «великая красота»: соблазнительный декаданс, эффектные виды Неаполя, галерея Умберто и Везувий.«Великая красота» (2013)
Эпическая киносатира открывается цитатой, которая в некотором смысле резюмирует сюжет: «Путешествовать — полезно, это заставляет работать воображение. Все остальное — разочарование и усталость. Наше путешествие целиком выдумано. В этом его сила». «Великая красота» — это путешествие в жизнь Рима под предводительством Джепа Гамбарделла в исполнении Тони Сервилло, стареющего светского льва, писателя и журналиста, который гуляет по улицам Рима, философски наблюдая за жизнью его обитателей. Популярности фильму добавила его непревзойденная эстетика в режиссерском взгляде на Вечный город. Картину часто сравнивают с культовой «Сладкой жизнью» другого великого итальянца, Федерико Феллини, так же ставшей метафорой упадка Рима.
«Где бы ты ни был» (2011)
В 2011 году Сорренетино произвел свой первый фурор в американском кино, сняв «Где бы ты ни был» с Шоном Пенном в главной роли. Фильм о поиске места в жизни с лейтмотивом ужасов Холокоста был номинирован на главный приз Каннского кинофестиваля и положительно отмечен председателем жюри конкурса — Робертом Де Ниро. По сюжету главный герой, Шайенн, бывший рок-певец, вынужденный зарабатывать ставками на бирже, отправляется на поиски палача своего отца, бывшего нацистского военного преступника, укрывающегося в США.
«Молодость» (2015)
Второй англоязычный фильм Соррентино — это очередное философское размышление о прошлом под аккомпанемент кадровой эстетики в стиле Федерико Феллини и санудтрек обладателя Пулитцеровской премии по музыке Дэвида Лэнга. «Молодость» рассказывает историю бывшего дирижера оркестра Фреда, которого играет Майкл Кейн. Фред получает приглашение от королевы Елизаветы II выступить на дне рождения принца Филиппа, что заставляет его задуматься о музыке, своей молодости и жизни в целом. Своими проблемами он делится с давним другом — Миком (Харви Кейтель), прославленным режиссером, который по-прежнему работает над новым сценарием.
«Изумительный» (2008)
Ключевой лейтмотив всех работ Соррентино — личное и национальное прошлое. В «Изумительном» режиссер рассказывает об одном из недавних мрачных периодов итальянской истории, связанном с фигурой бывшего премьер-министра Джулио Андреотти. Политик, сыгранный Тони Сервилло, был известен предполагаемой связью с мафией и даже предстал перед судом в 1995 году по делу об убийстве его оппонентов.
«Последствия любви» (2004)
Очередной фильм с Тони Сервилло в главной роли рассказывает историю одинокого и скрытного бизнесмена по имени Титта, который испытывает страсть к красивой официантке Софии. Титта бывает в кафе, где работает София, каждый день — заказывает завтрак и разгадывает головоломки в газетах, избегая контактов с другими постоянными посетителями. Когда герои сближаются, София обнаруживает причины скрытности своего гостя: когда-то он потерял огромную сумму денег и теперь оказался марионеткой мафии с наркотической зависимостью.
Самые эффектные выходы звезд на красную дорожку 75-го Каннского кинофестиваля Читать
Красная дорожка церемонии открытия 75-го Каннского кинофестиваля Читать
Паоло Соррентино: «Границы между авторским и коммерческим кино должны быть стерты» Читать
Источник фотографий: Кадры из фильмов, соцсети
Ваш бонус Скидка дня: –20% на Guess