20 мая 2018
Пять фильмов Каннского фестиваля 2018, которые нужно посмотреть
«Дом, который построил Джек». Ларс фон Триер наконец вернулся в Канны, где был персоной нон грата с 2011 года после неудачного высказывания о симпатии к Гитлеру.
На камбэк датского режиссера отреагировали не менее остро, чем на злополучную шутку: на светской премьере «Джека» зал покинули десятки человек — не выдержали.
Кровавых сцен в кадре действительно много. Так, с первой жертвой (Ума Турман) главный герой (блестящий Мэтт Диллон) метафорично расправляется при помощи ручного домкрата, который на английском жаргоне называют Джеком.
Но когда в фильмах Триера хоть что-то было «пристойно». Да и смотреть нужно глубже реалистичных сцен с расчлененкой. Ведь Джек — не обычный маньяк. А фильм не про то, как и зачем он убивал. Триер умело ведет зрителя по лабиринтам его (и своего тоже) сознания и раскрывает Джека с другого ракурса — как человека незаурядного ума, который каждое свое убийство считает произведением искусства. Оттого он склонен к самокопанию, до тошноты аккуратен, скрупулезен и зациклен на деталях. Триер, кстати, тоже: перед съемками он проштудировал сотни биографий серийных убийц — так что смело можете ему верить.
«Холодная война». У поляка Павла Павликовского уже есть «Оскар» (за драму «Ида» в 2015 году). А теперь и награда Каннского фестиваля за лучшую режиссуру. Ее принесла лента «Холодная война», в которой абсолютно все прекрасно.
Черно-белая картинка, что делает повествование более глубоким и контрастным. Персонажи — дирижер и певица, чьи чувства так неловко вспыхнули в то время, как Европа и страны соцлагеря друг к другу остыли. Чувства, которых через край в каждом кадре. Особенно хороша в эмоциональном плане главная героиня: поет, живет и любит она изо всех сил. А еще — работа оператора Лукаша Зала, который в тандеме с режиссером сумел сделать так, что после просмотра хочется немедленно повторить.
«Все знают». Критики разнесли картину в пух и прах, не оценив даже на «тройку». Но составить свое мнение о ней все же стоит. Все-таки актерский состав звездный (супруги Пенелопа Крус и Хавьер Бардем). А режиссер талантливый: в копилке иранца Асгара Фархади имеются и «Оскар», и «Сезар», и «Золотой медведь».
Возможно, подвел в данном случае сюжет, который для фестивального кино откровенно беден: героиня Пенелопы Крус вновь встречает свою первую любовь (Бардем), но тут похищают ее дочь — и на фоне этого события всплывают все тайны прошлого.
«Печальный ангел». Чувственная и очень «парижская» работа француза Кристофа Оноре. По сюжету у 40-летнего писателя-интеллектуала начинается роман с простым 23-летним пареньком из провинции. Постепенно старший становится ментором для молодого. Но режиссер тут же смещает акцент — и показывает, как нажитый с годами снобизм пасует перед искренностью, а образованность и предубеждения проигрывают напору чувств. Но не подумайте, что это какая-то покрытая пылью романтика, — фильм получился очень современным.
«Догмэн». Режиссер Маттео Гарроне уже дважды получал в Каннах «Золотую пальмовую ветвь» — за «Гоморру» в 2008 году и за «Реальность» в 2012-м. В этот раз он остался ни с чем, зато сыгравший в его «Догмэне» Марчелло Фонте был признан лучшим актером.
И не зря: итальянец очень талантливо показал маленького по росту и по духу человека, у которого большая проблема. Он живет в крохотном прибрежном городке, давно потерял веру в людей, но нашел счастье в общении с собаками (у него свой салон для хвостатых), а еще он по мелочи толкает кокаин — чтобы сводить концы с концами.
Все, в общем, неплохо. Но в городе также обитает бывший спортсмен и борец Симоне — гроза местных жителей, рэкетир, хулиган и пьяница. Противостоять его беспределу никто не решается — кроме нашего «маленького» любителя животных. И наблюдать за этим противостоянием хочется бесконечно.
Текст: Alexander Richelieu-Beridze
Источник фотографий: кадры из фильмов
Ваш бонус Скидка дня: –20% на Guess