27 мая 2019 | Сергей Вересков
4 неочевидных фильма на русском языке, которые нужно посмотреть
От артхаусной драмы до комедийного триллера.
«Айка»
Российский и казахстанский режиссер Сергей Дворцевой является на сегодняшний день одним из главных представителей авторского кино на просторах СНГ. Его фильм «Тюльпан» 2008 года был тепло принят на фестивале в Карловых Варах, а также отмечен наградой на Каннском кинофестивале. Каннское жюри по достоинству оценило и его новую ленту — драму «Айка», которая была номинирована на «Золотую пальмовую ветвь». Главный приз картина не взяла, однако награду за лучшую женскую роль получила Самала Еслямова, исполнительница основной роли в «Айке». Также фильм попал шорт-лист картин, выдвинутых на премию «Оскар» в номинации «Лучшая лента на иностранном языке».
В центре внимания режиссера — судьба киргизской девушки, приехавшей в Москву. Вместе с ней зритель проведет несколько дней, наблюдая за ее жизнью: она вынуждена отказаться от только рожденного ребенка, а также срочно найти деньги для того, чтобы отдать долг. Дворцевой показывает, как в столице живут гастарбайтеры и эмигранты из Средней Азии. Дополнительную силу фильму придает подчеркнуто беспристрастный авторский взгляд на судьбу героини: лишенная сентиментального сострадания лента способна произвести шокирующее впечатление.
«Хрусталь»
Критики в один голос называют «Хрусталь» лучшим русскоязычным дебютом последнего времени. Действительно, лента собрала массу положительных отзывов на небольших кинофестивалях, в том числе на фестивале в Карловых Варах. Ее автором является Дарья Жук, которая успела уехать из Беларуси, научиться режиссерскому мастерству в США и вернуться со своим кинопроектом. Помогала ей в этом сценарист Хельга Ландауэр — кстати, тоже эмигрировавшая в Америку, только из России.
В какой-то степени фильм является результатом рефлексии ее автора: героиня ленты (девушка Веля) мечтает уехать из Беларуси 1990-х в Чикаго. На родине у нее — друг-наркоман, «застрявшая в СССР» мать и окружение из толпы не слишком приятных гопников. А впереди, по мнению Вели, ее ждут свобода и счастье. Ради этого она готова обманом получить визу в США — о том, как она старается добыть свой «билет в один конец», и рассказывает фильм. Надо сказать, что картина напоминает ладно скроенное американское инди-кино, и уже хотя бы по этой причине его стоит посмотреть — на русском языке не так часто появляются проекты, равные по качеству западным образцам. Да и за работой Дарьи Жук точно необходимо следить — впереди у нее большое будущее.
«Русский бес»
Григорий Константинопольский — знаменитый на всю страну любитель экспериментов, а также бунтарь и провокатор. Это именно его в свое время сравнивали с Квентином Тарантино, а он, к слову, был и не против: феерического насилия в фильмах Константинопольского всегда хватало, равно как и черного юмора. На этот раз он рассказывает историю о дизайнере Святославе Иванове, который решил жениться на Асе, «девушке из высшего общества». Ее отец сказочно богат, и, чтобы мезальянс не слишком бросался в глаза, он придумал схему, как быстро разбогатеть: на деньги, занятые в банке будущего тестя, он открывает ресторан с простым названием «Русский бес».
Естественно, тайные недоброжелатели решают помешать его бизнесу, однако главным противником Иванова неожиданно оказывается он сам: «бесы», сидящие в нем, толкают его на странные действия — вплоть до секса с будущей свекровью. В общем, в фильме Константинопольского традиционно много иронии и насилия, однако не обойдется и без моралите ближе к финалу. К слову, за эту ленту он получил премию за режиссуру на «Кинотавре».
«Подбросы»
После успеха фильма «Класс коррекции» на всех отечественных кинофестивалях Иван И. Твердовский стал самым многообещающим молодым режиссером в нашей стране — и к тому же его весьма тепло принимали и в Европе, что немаловажно. «Подбросы» — третий полноценный фильм Твердовского. Лента занятна тем, как вымысел в ней сочетается с точным диагнозом российскому обществу. Главный герой фильма, детдомовец Денис, страдает редким заболеванием, анальгезией — то есть он совсем не чувствует боли. Однажды из интерната его забирает неожиданно объявившаяся мать, которая решает впутать подростка в свои преступные махинации: в ее деле замешаны чиновники разных уровней, адвокаты и следователи. Помогая матери, Денис идет на преступления и раз за разом совершает не самые хорошие вещи — с одной стороны, он рад, что оказался полезен родному человеку, но с другой — парень также начинает понимать, что поступает неправильно.
Динамичная лента была тепло встречена на«Кинотавре»: хоть многие и отметили некоторую схематичность картины, критики сочли образ Дениса, страдающего анальгезией, удачной метафорой всей России. Кстати, игра молодого Дениса Власенко, исполнившего главную роль в фильме, заслуживает отдельного внимания — из него наверняка вырастет отличный актер.
Ваш бонус Скидка дня: –20% на Guess