Косы, мироздание и русские сказки — 8 художников новой выставки в галерее М2
До 31 марта в галерее М2 открыта выставка «Прошлого голоски» о влиянии принципов мышления прошлого на современную действительность человека. Галерист и куратор выставки Анастасия Локтаева рассказывает о восьми художниках, на работы которых стоит обратить внимание
Андрей Кузькин — из серии «Действия непреодолимой силы»
Начальный опыт познания мира — это полное тождество человека и природы, где все было взаимосвязано, жило в одном ритме, в одном неразделенном состоянии. В людях циркулировала подвижная инстинктивная природная среда. В работе Андрея можно увидеть отражение этого раннего состояния, в котором образы словно выползают друг из друга, являя собой единую массу. Картина отсылает к петроглифам или наскальным гравировкам, только вместо привычных образов животных художник изображает людей. Схематично намеченные линиями тела, находясь в неестественных позах образуют непроходимые лабиринты, яркие цветовые импульсы, наложения, общее природное состояние единства и бессознательности.
Нестор Энгельке — «Топорное бессознательное»
Отличие человека от животного состоит в его способности создавать идеи и осуществлять их. Первым интеллектуальным решением приспособления среды под свои интересы стало создание орудия. Именно этот шаг становится началом нашей разумной цивилизации. Первое орудие, найденное 2.5 млн. лет назад (галечный чопер), есть средство преобразования мира. Человек, еще обладая полностью животными инстинктами, существуя по законам природы, взял на себя смелость менять природу под свои интересы а не следовать ей. Работа Энгельке — черная бездна с несколькими ударами топора. Человек больше не плывет по течению вместе с природой, он преобразует ее под свои интересы, берет контроль над ней.
Евгений Антуфьев — Без названия
Символика первоосновы, бессознательного, бездны остается неизменной по всему миру — это единая картина мира природы, центром которой является богиня, женщина, мать всего живого. Об этом свидетельствуют доминирующее количество статуэток в форме беременной женщины, найденное по всему миру. Позднее символом женского начала стал сосуд, где горлышко означало голову, центр — живот, а низ — лоно. В основе магического миропонимания в целом лежит способность женщины создавать в себе жизнь, где тело — сосуд трансформации, гарант продолжения жизни. Природной символике сосуда вторят парные образы змей и спирали, которые упоминаются почти во всех мифологиях и связаны с идеями женской силы.
Маду — «Сиамские ягнята»
Первое искусство возникло в виде наскальных рисунков различных животных и символизировало ритуальное действие, а не благоприятную охоту. Если нечто изображено, значит оно будет происходить всегда, независимо от воли человека. Для предков изображение жертвоприношения служило гарантией вечности происходящего. Техника Маду соединяет живопись со стрит-артом и напоминает о первых пещерных изображениях. Художница создает образ парных ягнят — символ чистоты и непорочности, известный нам из Библии.
Слава Нестеров — «Песнь 4. Поводыри»
С развитием человека происходит и изменение его религиозных систем, божественные силы воспринимаются энергиями природных явлений: грозы, бури, дождя. С другой стороны, многочисленные невидимые существа, населяющие небо, землю и подземный мир, обитавшие близ человека или порою в нем самом, стали постоянными спутниками его жизни. Работа художника окутывает нас мистикой, намеками на культовые атрибуты прошлого: лосиные рога, торчащие хвосты, лапы, доминирующая лесная символика. Форма работы напоминает подкову — древний русский оберег, который вешали на счастье над входом в дом.
Вадим Михайлов — «Национальная мантра №18»
Язычество Древней Руси составило неотъемлемую часть русского наследия и оказало огромное влияние на формирование мировоззрения наших предков — это устная живая традиция, чрезвычайно стойкая и передаваемая от поколения к поколению. Некоторая скудность письменных источников компенсируется огромным количеством традиций прошлого, дошедших до нас в форме сказок, мифов, преданий, через орнаменты вышивок и детали украшений. История Древней Руси пропитана идеями процветания и всеобъемлющей жизни, благоденствия и силы энергии природы во всех ее началах!
Работа художника — это переосмысление всем нам знакомого ковра со слоганом «Все как мы любим», в ироничной манере названная «Национальной мантрой». Жизнерадостный посыл, красный цвет, словно пожелания жизни, благоденствия, напоминает один из главных языческих девизов: «Пусть здравствует и плодится все живое!»
Анастасия Локтаева — «Присказка»
Анастасия изображает систему мироздания с присущей ей трехмерностью: подземный, земной и небесный мир, которых следует читать снизу вверх. Художница интерпретирует это через сказочную символику: ветвистые лапы предков, охраняющие зачаток новой жизни, бьющееся сердце настоящего и небесный мир в виде раскрытых крыльев, которые венчает месяц в форме яблока. Общий вид системы мироздания представляет собой ветвистые лосиные рога и мифические существа с парными женскими ликами. Соединение символов относит нас к древним преданиям о рогатых небесных хозяйках мира — «роженицах», известных еще со времен неолитических изображений и дошедших до нас в виде русских вышивок.
Ульяна Подкорытова — Бубен из проекта «Быстрая жизнь — Медленный мир»
Ульяна работает с образами, главная особенность которых — косы. В мифологии и сказках часто сила главного героя скрывается именно в волосах, о том же повествуют традиции Древней Руси, именно поэтому косы девушки стригли крайне редко. Мифологическая Ульяна находит себя спящей в бубне, который символично означает систему мироздания. Косы, словно змеи, окутывают и охраняют ее. Им вторят другие символические животные. Прослеживается идея покоя и тишины вместе с своей силой, идея пребывания во сне и бессознательном.