Как прошла дискуссионная программа арт-ярмарки Cosmoscow: «Арт и мода в поисках культурного кода»
U magazine провел на главных площадках Cosmoscow серию дискуссий на актуальные темы текущего момента: эстетический интеллект, искусство жизни и культурный код. Показываем, как это было, и приводим самые примечательные выдержки из дискуссий
В рамках дискуссионной программы Медиафорума и Лектория Cosmoscow 2023 участники могли посетить более 20 дискуссий, в которых приняли участие 83 эксперта в сфере современного искусства и в области журналистики. Одна из таких дискуссионных программ — «Арт и мода в поисках культурного кода».
МАРИНА ДЭМЧЕНКО (основатель журнала Fashion Collection и молодежного издания «МЫ»)
«В последние два года тема культурного кода захватила самые разные уровни власти, сферы бизнеса и общественные институции. На самом деле работа по определению и поддержанию народных, национальных, социо-культурных корней велась в стране всегда. И современное искусство, и мир моды, дизайна, их отдельные яркие представители, всегда демонстрировали связь с глубинным прошлым народа».
ПЕТР АКСЕНОВ (основатель бренда Russkaya Skazka)
«Моя жизнь и есть культурный код. На самом деле в творчестве к культурному коду я пришел только благодаря тому, что в детстве был перенасыщен им: это Большой театр, это художественная и музыкальная школы, это постоянные консерватории, музеи, поездки по монастырям — полное погружение в аутентично русское. Я настоящий именно в этом. Поэтому мое творчество напрямую связано с отечественной историей до 1917 года».
АЛИЯ АХМАДУЛЛИНА (руководитель Музея современного искусства Поволжья и Урала ZAMAN)
«Мы выбрали 9 регионов присутствия, куда входят Ижевск, Самара, Казань,Чебоксары, Йошкар Ола, Пермь, Челябинск, Оренбург и центр в Уфе. Нам интересны именно эти регионы, так как здесь много тем для исследования. Башкиры кочевали на этих территориях. И нам важно было понять, что связывает все регионы. У нас общие культурные связи, общая история и у нас реки одни и те же. Для нас важно понимание того, как формировались наши культурные коды, ведь все они связаны с этими территориями. У нас своя философия и ценности. Например, хоть мы сегодня и находимся в Москве, но работаем по уфимскому времени, потому что считаем, что центр — это там, где мы и для нас это важно».
АЛИНА ГЛАЗУН (художник)
«Я работаю с текстом и изображением. Пожалуй да, мои работы стали такими узнаваемыми именно благодаря работе с текстами, но к этому не сводится фокус моего интереса. По образованию я искусствовед. И, конечно, этот искусствоведческий бэкграунд не возможно куда-то отмести в сторону. Поэтому в большой степени мои работы выстраиваются на очень традиционной истории искусств. Несмотря на то, что это не очевидно для зрителя на первый взгляд».
ГЕОРГИЙ РОСТОВЩИКОВ (основатель FHUB Russia, президент Международной ассоциации байеров)
«Последнее время наш потребитель с пренебрежением относился к предметам одежды, декора, дизайна с культурным кодом. А ведь культурный код в России разный: советское наследие, имперское наследие, народно-художественные промыслы и ремесла. И меня радует то, что сейчас наши дизайнеры и наши креаторы так мощно развернулись к этой специфике. Но важно и консервировать наследие, сохраняя его достояние и при этом грамотно его интегрировать. Самое главное, чтобы не потерялись смыслы, главное не перейти эту грань, где культурный код будут считать негативным».