21 октября | Зарина Козонова

Как личные переживания и общественные настроения влияют на искусство? Отвечают художники

Специально для U MAGAZINE художники 11 сезона Открытых студий рассказали о своем опыте и о том, почему эта тема так важна в наше время

Александр Гордеев 

Александр Гордеев фото № 1
Александр Гордеев
Я исследую тему уязвимости, так как считаю, что она остается табуированной не только в России, но и во всем мире. Уязвимость часто ошибочно воспринимается как слабость, особенно в отношении мужчин.
Однако принятие своей уязвимости требует огромной смелости, а признание своих ошибок, слабостей и конечности — подлинной храбрости
Приняв это в себе, мы даем возможность другим почувствовать себя принятыми. Это очищает те фильтры, через которые мы воспринимаем мир, и показывает, что в нём столько же боли и зла, сколько добра и красоты.
Александр Гордеев, из серии «Мужское в отчаянии» фото № 2
Александр Гордеев, из серии «Мужское в отчаянии»

Евгения Болюх

Евгения Болюх фото № 3
Евгения Болюх
Тема уязвимости стала ключевой для многих современных художников из-за общей неустойчивости в мире. Мы живем в эпоху кризисов — экономических, экологических, социальных — и всё это вызывает у людей ощущение нестабильности и страха перед будущим. Уязвимость — это не только внешние угрозы, но и внутренние переживания: тревожность, одиночество, борьба с собственными страхами, хрупкость. Технологии, социальные сети и экологический кризис усиливают наше чувство уязвимости. Через искусство художник выражает эти опасения, пытаясь найти отклик в людях и заставить их задуматься о хрупкости мира вокруг нас.
Евгения Болюх, из серии «I feel like…» фото № 4
Евгения Болюх, из серии «I feel like…»

Аня Гросицкая

Аня Гросицкая фото № 5
Аня Гросицкая
Нам выпало жить во время, когда после долгого молчания стало принято открыто говорить о своих чувствах и ментальном здоровье. И это, безусловно, большое достижение нашей эпохи. Маятник даже слишком сильно качнулся в эту сторону, и порой можно обнаружить некий перекос: как будто слабость, уязвимость и хрупкость стали считаться главными качествами и достоинствами, а не недостатками. С одной стороны, это большой шаг к принятию человека целиком. С другой — сила и воля часто ассоциируются с агрессией и физическим насилием, тем более в эти сложные годы.
В идеале должен наступить момент, когда и сила, и уязвимость одновременно смогут быть видимыми и существовать в здравом соотношении
В начале моей художественной практики я чувствовала острую необходимость в создании работ на эту тему. При этом я наблюдала, как много художников работают по-разному со своим внутренним миром, обращаясь к собственной уязвимости или отзеркаливая чужую. Была настоящая волна работ и выставок на эту тему. Сейчас у меня присутствует ощущение, что мы все топчемся на одном месте, вероятно, от невозможности как-то влиять на что-то глобальное.
Аня Гросицкая, «Павильон слез» фото № 6
Аня Гросицкая, «Павильон слез»

Ваня Репкин

Ваня Репкин фото № 7
Ваня Репкин
Художники, делясь своими переживаниями и эмоциями, не только выражают себя, но и создают возможность для зрителей увидеть отражение собственных чувств. Уязвимость становится мощным инструментом для исследования таких тем, как любовь, утрата и радость, вызывая сильные эмоции и побуждая публику к важным вопросам. Кроме того, открытое обсуждение уязвимости помогает разрушать стереотипы и вдохновляет других на искренность. Это создает пространство для диалога и глубокого понимания, позволяя поднимать темы, которые часто остаются в тени. Произведения, затрагивающие уязвимость, напоминают нам, что это часть человеческого опыта, а не слабость.
Ваня Репкин, из серии «Вечная весна» фото № 8
Ваня Репкин, из серии «Вечная весна»

Надя Петрова

Надя Петрова фото № 9
Надя Петрова
Для меня «Уязвимость» — это интересное и многогранное понятие, охватывающее хрупкость и нежность, а также физиологические аспекты слова. На мой взгляд, это гораздо более увлекательная тема для современных художников, чем тема «Травмы», так как она позволяет прожить и отрефлексировать несколько слоев актуальных на сегодняшний день событий.
Надя Петрова, «Убей паразита» фото № 10
Надя Петрова, «Убей паразита»
В своих работах я также исследую подобную неоднозначность: прозрачность и нежность кружева сочетаются с брутальностью героев. Например, в проекте «Токсичные кружева» появляются гопник и участковый. В работе, посвященной инсектофобии, насекомые и определенная брезгливость к ним становятся символами различных психологических проблем (депрессии, ярости, смирения, коллективных заблуждений). Я работаю с темными идеями, которые существуют в нас и разрушают нас, а также показываю хрупкость и нестабильность этих состояний, гипертрофируя их и «размывая» с помощью пикселей филейного кружева.

Источник фотографий: Пресс-материалы


Instyle

Телефон:
+7 (495) 974-22-60

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147