13 мая | Зарина Козонова

Как искусство воздействует на наши чувства и ощущения? Рассказывают современные художники

В PA Gallery сейчас идет коллективная выставка «Функция. Аффект», посвященная размышлениям о функциональной стороне искусства. Внимание художников сосредоточено на конкретном аспекте этого вопроса — аффекте. Как же именно современное искусство влияет на наши чувственные ощущения? В этом вопросе мы разбирались с основательницами PA Gallery Надеждой Аванесовой и Еленой Паршиной, а также художниками, чьи работы представлены в экспозиции

Надежда Аванесова и Елена Паршина

Мы хотели показать, как современное искусство может работать с впечатлением. Это исследование не только непосредственного воздействия на зрителя, но и того, как художники используют аффект в своей работе, как работают с материалами, — будь то привычная живопись или более экспериментальные техники. Каких целей они таким образом добиваются. Выставка собрана таким образом, чтобы все произведения работали в синергии, поддерживая общее впечатление и раскрывая тему с разных сторон. Нам особенно ценно искусство, которое способно замедлять и вымещать собой внешний шум. Это не обязательно история про сильное воздействие на чувства, — эмоциональный элемент может быть тихим, ненавязчивым, даже ускользающим.

Елена Паршина и Надежда Аванесова фото № 1
Елена Паршина и Надежда Аванесова

Адиль Аубекеров

В своем искусстве я стремлюсь увести зрителя в мир не менее реальный, чем наш привычный, но там не работают законы знакомых нам физических явлениях. Мне всегда хочется погрузить зрителя в ощущение безмятежности, отсутствие тревог и переживаний нашей рутинной жизни. У каждого художника есть свои виды манипуляции для достижения нужного эффекта, я же стараюсь транслировать свой опыт через путь проб и ошибок, ведь любые несовершенства оставляют массу интересных загадок, — даже для меня самого. Можно сказать, что я делюсь со зрителем своим черновиком и чистовиком одновременно, которые сосуществуют в одной совершенно равной плоскости.

Адиль Аубекеров фото № 2
Адиль Аубекеров

Один из важнейших элементов в моих работах — линия, которая является для меня зрительным выражением вибрации. В нашем мире все вибрирует, меня это вдохновляет — например, если нарушить состояние покоя водной глади, на ее поверхности возникают непрерывные линии вокруг брошенного предмета. Весь наш мир — это невидимые поля и линии, которые вибрируют, этим ощущением я и пытаюсь делиться со зрителями.

Как искусство воздействует на наши чувства и ощущения? Рассказывают современные художники фото № 3

Алиса Горелова

Мой стиль со временем меняется — в зависимости от задач, которые я решаю. В работах, показанных на выставке, для меня важна эскизность, недосказанность изображения, открытые цвета, которые зачастую вступают в диссонанс с фигурами и становятся главнее рисунка. Также в этой серии важен формат: узкие вертикальные полотна позволяют мне выйти за привычные рамки живописи. Чувственность — одно из ключевых слов, которым можно описать моё искусство. Я многое делаю, опираясь на ощущения и интуицию. Могу начать проект, руководствуясь внутренним импульсом; осознание и формирование окончательной идеи приходят в процессе.

Алиса Горелова фото № 4
Алиса Горелова

Через воздействие на чувственный опыт искусство без сомнения может влиять на физическое состояние человека, если, конечно, человек готов воспринимать искусство. Я считаю, что искусство — всегда «аффект» в каком-то смысле.

Как искусство воздействует на наши чувства и ощущения? Рассказывают современные художники фото № 5

Анна Казьмина

Искусство в целом — это язык и инструмент, с помощью которого мы общаемся с реальностью, миром. Основной метод — искренность, а далее уже необходимо стремление к захватыванию все большего пространства понимания, постепенный переход в другие пласты реальности, которые открываются благодаря этому взаимодействию с различными материалами и, следовательно, я также сообщаю другим о наличии безграничного горизонта возможностей. «Аффективность» в контексте выставки подразумевает фиксирование момента средствами искусства. Человек перманентно стремится что-то сохранить, определить, проявить и обозначить не имя явления, так его визуальный образ. Только так мы можем двигаться дальше.

Анна Казьмина фото № 6
Анна Казьмина

В современном мире огромное количество информации, которая ускоряется ежеминутно, человечеству нужны помощники в роли искусственного интеллекта и других технологий. Но мир и человек это информационно — энергетическая структура, про последнее нам не нужно забывать. Сознание является лишь частью в жизненном процессе, но наше бессознательное, включающее все архетипы прошлого, генетические коды, все увиденное, услышанное и пережитое, прочувствованное, интуицию и многое другое определенно задает курс для действий человека. Поэтому только осознавая наше бессознательное (включающее чувственное), благодаря проявлениям и формообразованиям в любых медиумах, мы постепенно передвигаем всю огромную скалу нашего индивидуального бытия.

Как искусство воздействует на наши чувства и ощущения? Рассказывают современные художники фото № 7

Андрей Волков

Цвет — инструмент «прямого воздействия», поскольку восприятие цвета находится в области базовых чувств и эмоциональных ответов. Цвет изначально действует поверх языкового барьера и связанных с ним смысловых ограничений. Восприятие цвета — очень индивидуально; оно допускает, а зачастую даже провоцирует глубоко личный эмоциональный опыт. Я думаю, что пословица «на вкус и цвет…» говорит не столько о том, что всем нравится разное, сколько о том, что любой цвет содержит возможность множества личных прочтений. То есть зрителю предоставлена свобода восприятия,  благодаря которой контакт с произведением становится частью личного опыта.

Андрей Волков фото № 8
Андрей Волков

Есть множество факторов, которые влияют на то, как будет «работать» цвет. Один и тот же пигмент ведет себя совершенно по-разному в зависимости от окружения. Красный квадрат в зеленом обрамлении и такой же квадрат в желтом будут казаться не просто разного оттенка, но даже разного размера. Невозможно сказать, что определенный цвет всегда оказывает конкретное воздействие. Играют роль: размер цветового поля, соседствующие цвета, свойства основы и красок; пространств, объем, в котором мы все это видим, освещенность. И конечно, личные особенности зрительского восприятия.

Как искусство воздействует на наши чувства и ощущения? Рассказывают современные художники фото № 9

Каждый художник изобретает (и потом постоянно переизобретает) собственную систему — я делаю то же самое. Мне важно добиться особого «звучания» цвета, и этого невозможно добиться за один сеанс. Наверное, основной «секрет» — надо работать долго. Живопись обладает свойством накапливать время. Я работаю тонкими слоями, лессировками, постепенно «выращивая» картину. Иногда это чередующиеся процессы создания и разрушения, смывания написанного. Мой холст как правило, находится в горизонтали — так можно задействовать гравитацию, дать возможность краске растекаться — свободно или направленно. Я постоянно ищу равновесие между случайностью и планированием. 

Андрей Сяйлев

Формы и фактуры, закавыченные как художественное высказывание, воздействуют так же, как воздействуют формы, фактуры и материалы на человека в обычной жизни. Отличие состоит в том, что приходя на выставку, зритель по умолчанию имеет критическую дистанцию по отношению к искусству, в отличии от жизненных ситуаций. В этой связи, реальность — и есть форма и материал для меня как художника. Я моделирую ситуации в пространстве и времени, в попытке материализовать возможное будущее в настоящем.

Андрей Сяйлев фото № 10
Андрей Сяйлев

Мне кажется, не стоит разделять понятия рациональное и чувственное — на черное и белое, в моих практиках это неотъемлемые части единого, как инь и янь. Данная дихотомия запускает парадокс, который создает интерпретационный зазор, который запускает «встречу» зрителя с искусством.

Как искусство воздействует на наши чувства и ощущения? Рассказывают современные художники фото № 11

Само по себе проявление реакции зрителя это уже очень важно для меня как для художника, будь то негативная критика или положительный фидбэк. Это действительно важно. Из совсем неожиданного: как-то раз познакомился на выставке с одним «зрителем», который рассказал, что слышал от многих людей, что я очень мрачный и неприветливый человек, и что мои работы не хотелось бы иметь в своей коллекции. После знакомства «зритель» удивлялся что в живую оказалось все наоборот.[IMAGE]

Источник фотографий: Пресс-материалы


Instyle

Телефон:
+7 (495) 974-22-60

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147