19 сентября

Все о моей памяти: Педро Альмодовар в пяти фильмах

У Педро Альмодовара нет прямых мемуаров. Его автобиография — это фильмы, где реальное растворяется в вымысле. Мать и провинция, город и ремесло, утраты и выдуманные восполнения — все это становится материалом для визуальной хроники памяти. Предвосхищая День Рождения режиссера, разбираемся, в какие фильмы Альмодовар «спрятал» самого себя

«ЖЕНЩИНЫ НА ГРАНИ НЕРВНОГО СРЫВА»

«Женщины на грани нервного срыва» (1988) фото № 1
«Женщины на грани нервного срыва» (1988)
История о героине, чья жизнь рушится в ритме телефонных звонков и нервных срывов, родилась в атмосфере мадридской La Movida — контркультуры-реакции на смерть диктатора Франсиско Франко в 1975 году. Молодой Альмодовар в ней перерабатывает собственный опыт переезда из маленького города Кастилии-Ла-Манча, одиночества и городской паники. Яркие костюмы и экспрессия персонажей отражают не столько сюжет, сколько ощущение юности — хаотичной, без правил, но полной энергии.

«ВСЕ О МОЕЙ МАТЕРИ» 

«Все о моей матери» (1999) фото № 2
«Все о моей матери» (1999)
Фильм о женщине, потерявшей сына и нашедшей силы заботиться о других, стал международным триумфом режиссера. В центре — материнская фигура, всегда возвращающаяся в его картины. Здесь Альмодовар переосмысливает собственные воспоминания о матери, ее бытовой мудрости и бесконечной способности быть опорой. Именно мать стала единственным источником света для маленького Педро в детстве — отец его бросил.

«ВОЗВРАЩЕНИЕ» 

«Возвращение» (2006) фото № 3
«Возвращение» (2006)
Одной ногой здесь, в Мадриде, — другой там, в родной Кальсада-де-Калатрава. Возвращение в провинцию — не ностальгия, а исследование памяти. Дом, дворик, запах еды, разговоры соседок — все это режиссер переносит из своего детства. В фильме женщины становятся хранительницами прошлого, способными примирить даже с самыми болезненными тайнами. Для Альмодовара это жест возвращения к корням и признания их силы.

«ДУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ» 

«Дурное воспитание» (2004) фото № 4
«Дурное воспитание» (2004)
Картина о детских годах в школе и следах воспитания в жесткой системе. Вымысел здесь тесно переплетается с личными воспоминаниями. Режиссер показывает, как собственные травмы прошлого продолжают жить в настоящем, и как искусство может стать инструментом для пересборки этих историй. Это его попытка взглянуть на юность без прикрас, но через форму — кино, которое смягчает боль.

«БОЛЬ И СЛАВА»

«Боль и слава» (2019) фото № 5
«Боль и слава» (2019)
Самая личная работа: хроника болезни, старения, утрат и творчества. Альмодовар собирает мозаику из детских воспоминаний, первых фильмов, отношений и одиночества. Это признание в любви к памяти и ремеслу: он показывает, что искусство способно не только сохранять жизнь, но и делать ее выносимой.

Источник фотографий: кадры из фильмов


Instyle

Телефон:
+7 (495) 974-22-60

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147