17 сентября 2023 | Виталий Терехов

Уик-энд с Вуди Алленом: кино, как отражение его жизни

Проводим выходные в кинотеатре «Художественный» вместе с гениальным режиссером и говорим о его приемах и методах, на которые стоит обратить внимание во время просмотра

Кинотеатр «Художественный» проводит серию показов фильмов Вуди Аллена в преддверии выхода его 56-ой кинокартины «Великая ирония». Как только не называют этого режиссера: комедиограф, создатель “интеллектуальной комедии”, графоман, тонкий психолог, авантюрист, а мы же назовем его настоящим хамелеоном, ведь в его послужном списке не только комедии, но и стилизации под документальную хронику, киномюзиклы и многое другое.

Однако в последнее время Вуди Аллен больше работает в жанре “ретро”, поэтому выбор кинотеатра пал на такие фильмы, как «Колесо чудес», «Светская жизнь» и «Дождливый день в Нью-Йорке». А чтобы вы погрузились в эти уникальные истории и смогли точнее их понять, мы расскажем о стилистических приемах в его работах.

Nebbish — образ вечного неудачника

Вуди Аллен еще на заре своей карьеры комика создал образ стеснительного, невротичного человека, который случайно может рассказать зрителям всю правду о себе, своих страхах, фантазиях и комплексах. После этот образ перекочевал вместе с ним в кино: вначале Вуди сам играл героев-неудачников, например, в кинокартинах «Энни Холл» и «Сенсация», а позже подарил такую возможность  именитым актерам.

Кадр из фильма «Дождливый день в Нью-Йорке» фото № 1
Кадр из фильма «Дождливый день в Нью-Йорке»

Так, двойниками Вуди Аллена стали Тимоти Шаламе в «Дождливом дне» и Джесси Айзенберг в «Светской жизни». Нескладные, милые, слегка занудные, замороченные, вечно что-то бубнящие в диалоге с самими собой. 

Кадр из фильма «Светская жизнь» фото № 2
Кадр из фильма «Светская жизнь»

Этот образ не всегда ироничное амплуа, иногда он — основа для полноценной драматической роли. В фильме «Колесо чудес» роль такого героя-невротика, который принял множество глупых решений, становящихся еще более нелепыми по мере продолжения драмы, досталась Кейт Уинслет. Ее героиня Джинни тяжело переживает кризис сорока. Воспоминания о прошлой любви и сценических амбициях усугубляются новым чувством: она заводит роман со студентом Мики (Джастин Тимберлейк), который подрабатывает спасателем на пляже. А сможет ли он ее спасти узнаете в самом фильме.

Кадр из фильма «Колесо чудес» фото № 3
Кадр из фильма «Колесо чудес»

Его сюжеты вращаются вокруг одной фигуры — мечтателя, интеллектуала, фантазера и неврастеника. А если в фильме нет такого героя, то Вуди Аллен сам врывается в киноленту. Так, через закадровый голос каждая история приобретает конкретного рассказчика.

«Хорошие художники копируют, великие художники воруют»

Кадр из фильма «Кое-что еще» фото № 4
Кадр из фильма «Кое-что еще»

В каждом фильме Вуди Аллена можно заметить тесную связь с литературой. Его персонажи живут в мире книг и общаются отсылками к литературным произведениям. Например, благодаря повторяющимся упоминаниям «Гамлета», который остается прежде всего семейной драмой,  в кинокартине «Колесо чудес» появляется метафизический подтекст.

Кадр из фильма «Колесо чудес» фото № 5
Кадр из фильма «Колесо чудес»

А в фильме «Дождливый день в Нью-Йорке» можно увидеть некую параллель с произведением «Над пропастью во ржи» — Гэтсби(Тимоти Шаламе), как и главный герой книги, не раз менял учебные заведения. Только здесь все наоборот: если Холден переходил от школы к школе из-за проблем с успеваемостью, то герой кинокартины делает это из-за «интеллектуальной одаренности». Да и как вы могли понять, само имя Гэтсби отсылает нас к известному произведению Фицджеральда, заставляя нас вспомнить о той атмосфере легкости и светскости.

Кадр из фильма «Дождливый день в Нью-Йорке» фото № 6
Кадр из фильма «Дождливый день в Нью-Йорке»

«Жизнь не подражает искусству, она подражает плохому телевидению», — говорит Вуди Аллен.

Но не только литературой едины его фильмы. Многие художественные приемы, ходы, а иногда и герои взяты Вуди Алленом у Жан-Люка Годара, Микеланджело Антониони, Орсона Уэллса и Федерико Феллини. Он сознательно пародирует и воспроизводит кадры из их знаменитых картин. А иной раз и вовсе создает целые фильмы, представляя, как герои произведений классиков попали в современность, например, это можно увидеть в фильме «Полночь в Париже».

Витторио Стораро — глаза Вуди Аллена

Запоминающийся визуальный стиль Аллена — один из важнейших элементов его кинокартин. Во многом ему помогают известные операторы, которым он дает полную свободу, как и известным актерам.

Над последними фильмами вместе с Вуди Алленом работал трехкратный обладатель «Оскара» Витторио Стораро. Именно он снимал с Бернардо Бертолуччи его картину «ХХ век». Теперь он вдыхает жизнь в кинокартины гениального Вуди. Сцены из фильма «Колесо чудес» с забитым под завязку пляжем на Кони-Айленде, и аттракционами на заднем плане, которые пробуждают в памяти бесчисленные фотографии бруклинской зоны отдыха .

Кадр из фильма «Колесо чудес» фото № 7
Кадр из фильма «Колесо чудес»

Дождь, солнечный свет, опадающая листва и ощущение свободы при просмотре кинокартины «Дождливый день в Нью-Йорке».

Кадр из фильма «Дождливый день в Нью-Йорке» фото № 8
Кадр из фильма «Дождливый день в Нью-Йорке»

Вечеринки у бассейна на голливудских холмах и клубная атмосфера Нью-Йорка в «Светской жизни» . Все это дело рук мастера — Витторио Стораро.

1 / 2

Место действия изменить нельзя 

-Каково это быть мертвым в течение 200 лет? 

-Это как провести выходные в Нью-Йорке

Аллен всегда предельно ясно обозначает место действия, а сам сюжет выстраивает отталкиваясь от особенностей того или иного города. Во многом его фильмы становятся своеобразными путеводителями, в которых он подробно рассказывает о достопримечательностях, легендах и жителях.

Однако Нью-Йорк особенно выделяется среди других городов. Здесь Вуди Аллен прожил большую часть своей жизни и даже если фильм совсем не о Нью-Йорке, то через реплики своих героев он напомнит о его существовании.

1 / 2

Так, кинокартина «Дождливый день в Нью-Йорке» — это целая энциклопедия любимых мест режиссера. Она буквально соткана из конкретных достопримечательностей этого города: Центральный парк, музей Метрополитен, бар «Бемельманс», закусочная Empire Diner и многое другое.

Век джаза

Вуди Аллен, играющий джаз по вечерам в нью-йоркских клубах, с удовольствием добавляет свою любимую музыку в кино. Музыкальное сопровождение — основа всех его фильмов. Неважно играет ли песенка из 30-х, которая с каждым новым проигрыванием, не меняясь ни нотой, теряется в беспечности или музыка позднего джаза — главное с помощью мелодий и песен он передает то особое настроение кинокартины и его героев. Лишь благодаря музыке его комедии стали отрешенными и заторможенными, а серьезные фильмы лишились излишней надрывности и эмоциональности.

Кадр из фильма «Светская жизнь» фото № 9
Кадр из фильма «Светская жизнь»

Так, оркестры Бенни Гудмана и Каунта Бэйси, исполняя настоящую классику в фильме «Светская жизнь», без лишних усилий смогли перенести нас в эпоху Золотого Голливуда, где американский джаз не просто очаровывал, но и давал надежду. 

Источник фотографий: Кадры из фильмов


Instyle

Телефон:
+7 (495) 974-22-60

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147