17 сентября 2023 | Виталий Терехов
Уик-энд с Вуди Алленом: кино, как отражение его жизни
Проводим выходные в кинотеатре «Художественный» вместе с гениальным режиссером и говорим о его приемах и методах, на которые стоит обратить внимание во время просмотра
Кинотеатр «Художественный» проводит серию показов фильмов Вуди Аллена в преддверии выхода его 56-ой кинокартины «Великая ирония». Как только не называют этого режиссера: комедиограф, создатель “интеллектуальной комедии”, графоман, тонкий психолог, авантюрист, а мы же назовем его настоящим хамелеоном, ведь в его послужном списке не только комедии, но и стилизации под документальную хронику, киномюзиклы и многое другое.
Однако в последнее время Вуди Аллен больше работает в жанре “ретро”, поэтому выбор кинотеатра пал на такие фильмы, как «Колесо чудес», «Светская жизнь» и «Дождливый день в Нью-Йорке». А чтобы вы погрузились в эти уникальные истории и смогли точнее их понять, мы расскажем о стилистических приемах в его работах.
Nebbish — образ вечного неудачника
Вуди Аллен еще на заре своей карьеры комика создал образ стеснительного, невротичного человека, который случайно может рассказать зрителям всю правду о себе, своих страхах, фантазиях и комплексах. После этот образ перекочевал вместе с ним в кино: вначале Вуди сам играл героев-неудачников, например, в кинокартинах «Энни Холл» и «Сенсация», а позже подарил такую возможность именитым актерам.
Так, двойниками Вуди Аллена стали Тимоти Шаламе в «Дождливом дне» и Джесси Айзенберг в «Светской жизни». Нескладные, милые, слегка занудные, замороченные, вечно что-то бубнящие в диалоге с самими собой.
Этот образ не всегда ироничное амплуа, иногда он — основа для полноценной драматической роли. В фильме «Колесо чудес» роль такого героя-невротика, который принял множество глупых решений, становящихся еще более нелепыми по мере продолжения драмы, досталась Кейт Уинслет. Ее героиня Джинни тяжело переживает кризис сорока. Воспоминания о прошлой любви и сценических амбициях усугубляются новым чувством: она заводит роман со студентом Мики (Джастин Тимберлейк), который подрабатывает спасателем на пляже. А сможет ли он ее спасти узнаете в самом фильме.
Его сюжеты вращаются вокруг одной фигуры — мечтателя, интеллектуала, фантазера и неврастеника. А если в фильме нет такого героя, то Вуди Аллен сам врывается в киноленту. Так, через закадровый голос каждая история приобретает конкретного рассказчика.
«Хорошие художники копируют, великие художники воруют»
В каждом фильме Вуди Аллена можно заметить тесную связь с литературой. Его персонажи живут в мире книг и общаются отсылками к литературным произведениям. Например, благодаря повторяющимся упоминаниям «Гамлета», который остается прежде всего семейной драмой, в кинокартине «Колесо чудес» появляется метафизический подтекст.
А в фильме «Дождливый день в Нью-Йорке» можно увидеть некую параллель с произведением «Над пропастью во ржи» — Гэтсби(Тимоти Шаламе), как и главный герой книги, не раз менял учебные заведения. Только здесь все наоборот: если Холден переходил от школы к школе из-за проблем с успеваемостью, то герой кинокартины делает это из-за «интеллектуальной одаренности». Да и как вы могли понять, само имя Гэтсби отсылает нас к известному произведению Фицджеральда, заставляя нас вспомнить о той атмосфере легкости и светскости.
«Жизнь не подражает искусству, она подражает плохому телевидению», — говорит Вуди Аллен.
Но не только литературой едины его фильмы. Многие художественные приемы, ходы, а иногда и герои взяты Вуди Алленом у Жан-Люка Годара, Микеланджело Антониони, Орсона Уэллса и Федерико Феллини. Он сознательно пародирует и воспроизводит кадры из их знаменитых картин. А иной раз и вовсе создает целые фильмы, представляя, как герои произведений классиков попали в современность, например, это можно увидеть в фильме «Полночь в Париже».
Витторио Стораро — глаза Вуди Аллена
Запоминающийся визуальный стиль Аллена — один из важнейших элементов его кинокартин. Во многом ему помогают известные операторы, которым он дает полную свободу, как и известным актерам.
Над последними фильмами вместе с Вуди Алленом работал трехкратный обладатель «Оскара» Витторио Стораро. Именно он снимал с Бернардо Бертолуччи его картину «ХХ век». Теперь он вдыхает жизнь в кинокартины гениального Вуди. Сцены из фильма «Колесо чудес» с забитым под завязку пляжем на Кони-Айленде, и аттракционами на заднем плане, которые пробуждают в памяти бесчисленные фотографии бруклинской зоны отдыха .
Дождь, солнечный свет, опадающая листва и ощущение свободы при просмотре кинокартины «Дождливый день в Нью-Йорке».
Вечеринки у бассейна на голливудских холмах и клубная атмосфера Нью-Йорка в «Светской жизни» . Все это дело рук мастера — Витторио Стораро.
Место действия изменить нельзя
-Каково это быть мертвым в течение 200 лет?
-Это как провести выходные в Нью-Йорке
Аллен всегда предельно ясно обозначает место действия, а сам сюжет выстраивает отталкиваясь от особенностей того или иного города. Во многом его фильмы становятся своеобразными путеводителями, в которых он подробно рассказывает о достопримечательностях, легендах и жителях.
Однако Нью-Йорк особенно выделяется среди других городов. Здесь Вуди Аллен прожил большую часть своей жизни и даже если фильм совсем не о Нью-Йорке, то через реплики своих героев он напомнит о его существовании.
Так, кинокартина «Дождливый день в Нью-Йорке» — это целая энциклопедия любимых мест режиссера. Она буквально соткана из конкретных достопримечательностей этого города: Центральный парк, музей Метрополитен, бар «Бемельманс», закусочная Empire Diner и многое другое.
Век джаза
Вуди Аллен, играющий джаз по вечерам в нью-йоркских клубах, с удовольствием добавляет свою любимую музыку в кино. Музыкальное сопровождение — основа всех его фильмов. Неважно играет ли песенка из 30-х, которая с каждым новым проигрыванием, не меняясь ни нотой, теряется в беспечности или музыка позднего джаза — главное с помощью мелодий и песен он передает то особое настроение кинокартины и его героев. Лишь благодаря музыке его комедии стали отрешенными и заторможенными, а серьезные фильмы лишились излишней надрывности и эмоциональности.
Так, оркестры Бенни Гудмана и Каунта Бэйси, исполняя настоящую классику в фильме «Светская жизнь», без лишних усилий смогли перенести нас в эпоху Золотого Голливуда, где американский джаз не просто очаровывал, но и давал надежду.
Источник фотографий: Кадры из фильмов
Ваш бонус Скидка дня: –20% на Guess