От Босха до Милле: 6 фильмов и сериалов, вдохновленных великими картинами
Что общего между «Шоу Трумана» и картинами Рене Магритта? А между «Этерной» и испанской живописью? Кино и сериалы любят играть с визуальными цитатами — иногда целые сцены оказываются скрытыми оммажами великим творцам. Ведь режиссеры по своей сути – это тоже художники, которые вдохновляются мировыми шедеврами и тонко вплетают отсылки в собственные ленты. В этой статье — 6 примеров того, как искусство оживает в кадре
Ганнибал, 2013-2015
Криминальный сериал об одаренном аналитике ФБР Уилле Грэме, который с исключительной точностью определяет мотивы и психологию самых жестоких маньяков. Этот талант позволяет мужчине раз за разом вычислять убийц, но новый кейс оказывается куда более запутанным — изобретательный преступник не оставляет улик и водит следствие за нос. Чтобы преуспеть в деле, Уилл обращается за помощью к загадочному психиатру Ганнибалу Лектеру, который не только консультирует его по вопросам расследования, но и способствует проработке множества психологических травм Грэма. Сериал наполнен символизмом и отсылками как к искусству, так и мифологии западных цивилизаций: в эпизодах нередко появляется образ оленя Вендиго, изображенного в том числе на полотнах Пизанелло XV века. Лектер в ленте — большой любитель званых ужинов, которые выглядят как настоящие перфомансы и отсылают к картинам эпохи Возрождения и символике Vanitas, где пища служит напоминанием о жизни и смерти. А в кровавых ритуалах таинственного убийцы находятся референсы к «Саду земных наслаждений» Иеронима Босха — кажется, просмотр «Ганнибала» можно приравнять к визиту в галерею.
Девушка с жемчужной сережкой, 2003
Фильм, полностью посвященный знаменитой картине Яна Вермеера. Личность героини с полотна, которое часто называют «северной Моной Лизой», по сей день остается неизвестной. При этом, писательница Трейси Шевалье, чей роман и экранизировал Питер Уэббер, решила пофантазировать на тему того, кто смог вдохновить художника на создание мирового шедевра. Сюжет разворачивается в 1665-ом году, где в дом Вермеера приезжает молодая служанка Гриет. Несмотря на юный возраст, девушка начинает проявлять неподдельный интерес к искусству, тонко чувствуя смыслы и идеи, которые стремится передать Ян мазками красок. Женатый живописец остается впечатлен острым умом горничной и просит ее позировать для нового портрета, что вызывает яростное недовольство всех членов семьи творца. И несмотря на то, что Гриет — это полностью сочиненный персонаж, актриса Скарлетт Йоханссон «оживила» молодую музу на экране, делая ее образ более человечным. Конечно, хвастаться своим знанием истории картин после просмотра этой ленты не стоит — помните, что это хоть и талантливая, но все еще выдумка.
Этерна, 2025
Фэнтезийные сюжеты часто пестрят удивительными костюмами, декорациями и архитектурой, и «Этерна» — не исключение. Сериал рассказывает историю Кэртианы — вымышленной вселенной, находящейся на пороге конца света. И пока высшие слои общества заняты борьбой за власть и влияние, мир заполняют первые предзнаменования Великого Излома, которые жители континентов предпочитают не замечать. В картине множество запоминающихся героев: например, Ричард Окделл — молодой ученик элитного училища оруженосцев, стремящийся вернуть честь своему роду, или Альдо Ракан — сын истинного короля, который желает вернуть корону, принадлежащую ему по праву. Каждый персонаж уникален не только захватывающей предысторией, но и внешним видом — художник по костюмам и команда кропотливо работали над созданием одежды, отражая дух фэнтези-мира. Именно в этом и кроется отсылка к искусству: для ленты было отшито более 200 образов, а создатели вдохновлялись голландской и испанской живописью XVI — XVII веков, в особенности — работами Диего Веласкеса. В «Этерне» можно увидеть и другие референсы — например, внимательный зритель найдет отсылки к английской архитектуре XVII века и даже творениям модельера Кристиана Лакруа. Найти параллели между сериалом и мировым искусство можно уже сейчас — первые два эпизода уже вышли на Кинопоиске.
Молодой папа, 2016
В центре сюжета этого проекта — 47-летний италоамериканец Ленни Белардо, избранный Папой Римским Пием XIII и ставший одним из самых молодых кандидатов в истории Римско-католической церкви. Заступив на пост, Ленни показывает своенравность и свято хранит обеты, не давая противоборствующим кардиналам сделать из него марионетку. Сериал крайне живописен как минимум из-за того, что основное действие происходит в Ватикане: самое маленькое государство в мире славится обилием художественных сокровищ, и этой обширной коллекции скульптур и полотен может позавидовать любая галерея. Помимо демонстрации великих картин в кадре, режиссер Паоло Соррентино уделяет большое внимание символизму и референсам: так, палитра эпизодов перекликается с произведениями Караваджо и творениями флорентийской школы, а некоторые моменты в ленте в точности повторяют библейские сюжеты (например, «Избиение младенцев» и «Моление о чаше»). К тому же, драматичный обморок Белардо в одной из серий — это обыгранная «Пьета» Микеланджело, которая несколько раз появляется в «Молодом папе» и воплоти. Видит Бог, перечислять оммажи в этой ленте можно бесконечно — лучше посмотреть и получить эстетическое наслаждение самостоятельно.
Шоу Трумана, 1998
«Шоу Трумана» — антиутопия с элементами комедии, которая заставит вздрогнуть каждого параноика. Этот фильм стал первой драматической ролью Джима Керри и рассказывает о Трумане Бербанке — обычном страховом агенте, проживающим спокойную жизнь в тихом американском Сихэвене. Его соседи до боли приветливы не случайно: все они действуют по четко установленному сценарию. На самом деле, окружающие мужчину люди от начальника до возлюбленной — профессиональные актеры. О том, что за его существованием каждый день наблюдают тысячи камер, а здания в городе — это декорации, герой не подозревает с самого рождения. Однако даже этот продуманный мир дает трещину, и со временем Бербанк начинает замечать странность своего существования. Визуальный ряд ленты полон вылизанными до идеала пейзажами и яркими красками, подчеркивающими нарочитую искусственность окружения. А в одном из кадров ближе к концу режиссер Питер Уир сделал отсылку на картину «При свете луны» Рене Магритта — ведь кто, как не художник-сюрреалист, способен передать состояние на стыке фальши и реальности.
Меланхолия, 2011
Пожалуй, один из самых знаменитых фильмов Ларса фон Триера, чье название хорошо олицетворяет общее настроение героев ленты. Однако Меланхолия здесь — это не только состояние души, но и планета, которая, по сюжету, вот-вот столкнется с Землей. Проект условно поделен на несколько частей: в преддверии конца света (да-да, как и в другом проекте из подборки — «Этерне») рассказывается история Жюстин, разочаровавшейся в своих жизненных выборах прямо на свадьбе и чувствующей неприязнь к жениху и всем окружающим к завершению торжества. Девушка впадает в тяжелую депрессию, от которой страдает уже долгие годы, и спасти ее может только сестра — ей и посвящена вторая часть картины. Клэр упорно старается вытащить Жюстин из затяжной болезни, но по мере приближения небесного тела, призванного уничтожить все живое, родственницы меняются ролями, пытаясь принять неизбежную гибель. Основные визуальные референсы к известным полотнам появляются в прологе: там героиня Кирстен Данст плывет по реке в свадебном платье с букетом в руках, подобно «Офелии» Джона Милле, постепенно принимающей собственную гибель. Зрители нашли и другие оммажи среди кадров, в том числе — к «Охотникам на снегу» нидерландского живописца Питера Брейгеля, к которым отсылал и Андрей Тарковский в «Солярисе».