4 сентября

Не Оскаром единым: как разобраться в кинофестивалях

Авторское кино, которое затем изучают в университетах и разбирают на курсах по истории искусства, не всегда в шорт-листах премии «Оскар». Чаще такие ленты представлены на европейских кинофестивалях: Венецианском, Каннском и Берлинском. Именно на эти три площадки со всего мира съезжаются звезды и критики, стремятся попасть в список номинантов и победителей режиссеры и актеры. В момент проведения Мостры — так называют Венецианский кинофестиваль — разбираемся, чем фестивали отличаются друг от друга и как понять предпочтения жюри. Об этом — директор университета креативных индустрий Universal University и директор Московской школы кино Мария Ситковская

Не Оскаром единым: как разобраться в кинофестивалях фото № 1
Зачем миру столько кинофестивалей 

Популярность авторского кино растет как среди зрителей, так и среди кинематографистов — один только Венецианский кинофестиваль за три года увеличил количество зрительских билетов на 15% из-за высокого спроса, на 20% выросло количество присланных фильмов на смотр Каннского кинофестиваля.  Желающих показать свою работу в Берлине, Венеции или Каннах с каждым годом все больше. В свою очередь, и кинокритики, и зрители заинтересованы в качественном фестивальном кино, что каждый показ привлекает большое внимание аудитории. Поэтому, помимо трех ключевых кинофестивалей, появляются интересные жанровые фестивали вроде Beat Film Festival, а также национальные — например, Фестиваль российского кино.

Beat Film Festival фото № 2
Beat Film Festival

Особенности Берлинале, Каннского кинофестиваля и Мостры

Важное условие для участия в «золотой тройке» фестивалей — фильмы не должны публично показываться ранее или участвовать в других конкурсных программах. Режиссеру важно понимать, какой из фестивалей отметит его работу и куда лучше подаваться. К тому же идут они все в разное время: Берлинале — февраль, Канны — май, Венецианский — август. У фестивалей свои особенности и исторически сложившиеся предпочтения в подборе кинолент-номинантов. Конечно, состав жюри ежегодно меняется и его решения сложно предугадать, но в целом отличительные черты есть у каждого. 

Венецианский кинофестиваль

Венецианский кинофестиваль — старейший кинофестиваль в мире, проводится с 1932 года в Италии. Показы идут в трех программах: основная программа, кинорынок и независимое кино. Главный приз фестиваля — «Золотой лев» — получает лучший фильм года по мнению комиссии экспертов. «Серебряный лев» вручают лучшему режиссеру. Актеры получают кубки Вольпи, а дебютантов отмечают призом «Лев будущего».

«Бедные-несчастные», Йоргос Лантимос, Золотой лев Венецианского кинофестиваля 2023 фото № 3
«Бедные-несчастные», Йоргос Лантимос, Золотой лев Венецианского кинофестиваля 2023

Венецианский фестиваль, Мостра — самый консервативный, он принимает заявки от создателей классических кинофильмов, часто зрелых авторов с устоявшимся киноязыком. Например, в этом году в основную программу конкурса вошли фильмы Педро Альмодовара, Луки Гуаданьино, Брэди Корбета. Революционно смешивающие жанры и эстетику фильмы в программе Мостры — редкое исключение (как, например, «Джокер» в 2019 году). Номинант Венецианского фестиваля — это зачастую классический, хорошо поставленный фильм с яркими режиссерскими находками, узнаваемыми по другим работам. Обратите внимание на фестиваль, если любите крепкое, хорошо сделанное авторское кино, которое можно посмотреть на большом экране и поделиться впечатлениями с друзьями после просмотра. Премьеры с Мостры будут обсуждать в медиа, а большая часть из них войдет в топ обязательных к просмотру премьер.

«Бедные-несчастные», Йоргос Лантимос, Золотой лев Венецианского кинофестиваля 2023 фото № 4
«Бедные-несчастные», Йоргос Лантимос, Золотой лев Венецианского кинофестиваля 2023

Каннский кинофестиваль

Каннский кинофестиваль проводится во Франции с 1946 года. Ключевая награда лауреатов — Золотая пальмовая ветвь, которая может быть присуждена как одному, так и нескольким фильмам. Интерес аудитории привлекают и фильмы, получившие призы в программе «Особый взгляд», специальный приз жюри, а также премии за лучший сценарий, режиссуру, мужскую и женскую роль и т.д.

«Разжимая кулаки», Кира Коваленко. Гран-при программы «Особый взгляд» фото № 5
«Разжимая кулаки», Кира Коваленко. Гран-при программы «Особый взгляд»

Каннский кинофестиваль считается самым престижным. Жюри на этом фестивале преимущественно ценит авторский взгляд и профессионализм конечного кинопродукта. Решение жюри может быть непредсказуемым, так как призы присуждаются за высказывание. Вывод: если мысль режиссера рвется к вам сквозь экран, вы четко формулируете для себя мораль киноленты и потратили большую часть времени не на эстетику киноязыка, а на психологические аспекты мотивации героев, перед вами, скорее всего, лауреат Канн. Обратите внимание на первые призы Канн, если любите задавать себе вопросы, спокойно относитесь к камерным драмам и любите неторопливое развитие истории.

«Разжимая кулаки», Кира Коваленко. Гран-при программы «Особый взгляд» фото № 6
«Разжимая кулаки», Кира Коваленко. Гран-при программы «Особый взгляд»

Берлинский кинофестиваль, Берлинале

Берлинский кинофестиваль, Берлинале, проводится с 1951 года. Это во всех смыслах самый молодой кинофестиваль: он очень интернационален, берет фильмы с остросоциальной повесткой, не боится сложных тем и часто выглядит локомотивом смен идеологий в обществе. Свобода тела, поиск себя, политическое высказывание, малоизвестный латиноамериканский сценарист — все это про Берлинале. Главные призы Берлинале — Золотой и Серебряный медведи, символ фестиваля. Если вам нравится быть в контексте современности, находить в произведениях искусства социальные месседжи, наблюдать за реализмом в творчестве и находить шедевры режиссеров-экспериментаторов не только из США и Европы, можете формировать вотч-лист на основе этого фестиваля.

«Золотой медведь» за лучший фильм — «На Адаманте» французского режиссера Николя Филибера фото № 7
«Золотой медведь» за лучший фильм — «На Адаманте» французского режиссера Николя Филибера

Источник фотографий: Пресс-материалы


Instyle

Телефон:
+7 (495) 974-22-60

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147