Лев на сцене. Лучшие постановки по произведениям Льва Толстого
От эпических романов до камерных рассказов — произведения Толстого остаются вдохновением для сцены и мерилом образованности (или усидчивости). К 197-летию писателя делимся подборкой постановок разных театров страны, которые так хороши, что ради них можно отправиться в мини-путешествие
Война и мир
Театр Вахтангова, Москва
«Война и мир»Римас Туминас создал не просто спектакль, а театральную одиссею длиною в пять часов. Баталий здесь нет — вместо них вселенная самых известных трех фамилий страны — Болконских, Курагиных и Ростовых. Грандиозность — в тишине, философская глубина — в отсутствии декораций. Это «Война и мир», пропущенная через призму вахтанговской поэтики.
Воскресение
Театр имени Ленсовета, Санкт-Петербург
«Воскресение»Последний роман Толстого, «Воскресение», рассказывает о князе Дмитрии Нехлюдове, который решает искупить свою вину перед женщиной, жизнь которой он разрушил. Режиссерский взгляд погружает зрителя в густую атмосферу XIX века, где личная драма обнажает язвы всей социальной системы и задает вечные вопросы о выборе и искуплении.
Горький / Толстой. Воспоминания
Театр «Среда 21», Москва
«Горький / Толстой. Воспоминания»В этом экспериментальном спектакле режиссер Дмитрий Волкострелов обращается к произведению Максима Горького «Воспоминания о Льве Толстом», чтобы поговорить не о самом Толстом, а о его ауре. Здесь говорят вещи: дорожная пыль, листья, пепел. Их «голоса» (озвученные Боярской, Козловским и другими) создают портрет гения через предметный театр. Сеанс связи с эпохой, где главное — не факт, а впечатление.
Живой
Нижегородский театр драмы, Нижний Новгород
«Живой»Кризис среднего возраста по-толстовски: герой Протасов инсценирует собственную смерть, чтобы сбежать от пустоты условностей. Нижегородский театр драмы добавляет в постановку личный голос Толстого и представляет пьесу с добавлением отрывков из дневников и писем писателя.
Толстой. Дьявол
Екатеринбургский театр, Екатеринбург
«Толстой. Дьявол»Повесть «Дьявол» Толстого рассказывает о дворянине Евгении Иртеневе, который, несмотря на свои высокие моральные идеалы, не может устоять перед страстью к крестьянке. Екатеринбургский театр представляет эту историю как психологическую драму, исследуя внутренние конфликты героя и его борьбу с собственными демонами, где победа будет радовать меньше, чем поражение.