27 сентября 2023 | Наталия Савина

Как прошел юбилейный 80-й Венецианский кинофестиваль

Глазами нашего приглашенного эксперта Ольги Лефферс, которая поделилась своими впечатлениями в формате дневника специально для U MAGAZINE

В период с 30-го августа по 9-е сентября остров Лидо и вся Венеция в буквальном смысле оживают, принимая в свои объятия множество звезд, тысячи журналистов и желающих увидеть своих кумиров зрителей.

Он включает в себя 23 фильма, претендующих на Золотого Льва, 19 работ различных жанров, показанных вне конкурса, включая документальное кино, специальные отдельные номинации для молодых режиссеров и новых трендов в кинематографе, а также реставрации классических фильмов и картины о киноискусстве, полностью посвященную VR и immersive media часть фестиваля, интереснейшие workshops по развитию малобюджетных работ в рамках Biennale College Cinema, различные нетворкинг мероприятия и, конечно же, вечеринки, ужины, торжественные обеды и даже благотворительный аукцион АmfAR (American Foundation for AIDS Research), о котором стоит рассказать отдельно.

Мнение эксперта
Ольги Лефферс, основательницы галереи-бутика винтажных украшений и одежды VintageDream и бренда LEFFERS, искусствоведа, коллекционера, историка моды
«Венецианский кинофестиваль — это действительно must see мероприятие для профессионалов. По сути, это не просто кинофестиваль, а полноценный кинофорум, где у гостей и участников мероприятия в буквальном смысле с утра и до вечера заполненный встречами график».
Ольга Лефферс фото № 1
Ольга Лефферс
Ольга Лефферс фото № 2
Ольга Лефферс
Ольга Лефферс фото № 3
Ольга Лефферс
А что, собственно, происходит с кино?

Как я уже заметила, массовые забастовки сценаристов и актеров Голливуда вычеркнули из лайнапа таких звезд, как Эмма Стоун, Бредли Купер, Бенедикт Камбербэтч и Бен Кингсли, а главным неприятным сюрпризом стало отсутствие звезды Зендаи, чей фильм «Претенденты» должен был открывать фестивальную программу. Все это, безусловно, создавало немного странную атмосферу.

Вместо «Претендентов» фестиваль открылся картиной «Команданте» режиссера Эдоардо де Анджелис с Пьерфранческо Фавино в главной роли. Тяжелая история командира времен Второй Мировой Сальваторе Тодаро, героически спасшего жизни вражеских моряков, эвакуированных с потопленных им же кораблей. Патриотический фильм, удостоившийся 90-секундной овации зала, не разочаровал, но увидеть Зендаю все же хотелось не меньше.

В этом году в программе фестиваля было очень много байопиков на любой вкус. От истории жизни Энцо Феррари до взаимоотношений Присциллы Пресли со своим отцом и музыкальной драмы от Брэдли Купера про Леонарда Бернстайна. Байопики никогда не теряли популярности, но все же в этом году мне показалось, что их было больше обычного. Фильмы двух известных скандальных гениев ожидались и журналистами, и зрителями, но показывались вне конкурсной программы.

Завершающий долгий карьерный путь Романа Полански, «Дворец» недвусмысленно отсылал к шикарному отелю на швейцарском курорте Гштадт, том самом, где Роман когда-то прятался от американской Фемиды. Комедия, но все же не меньше трагедия, о странных гостях отеля, попавших в абсурдную ситуацию в канун Нового Года.

Постер к фильму «Дворец» / «The Palace» фото № 4
Постер к фильму «Дворец» / «The Palace»
То же касается грубо освистанного на ковровой дорожке 87-летнего Вуди Аллена, то его великая ирония оказалась весьма приятной на вкус, пусть и не новой, но все еще беспроигрышной знаменитой манерой Вуди. Юбилейный 50-й фильм маэстро, снятый в Париже на французском языке и с полностью французской актерской командой, предстал в виде эмоционального триллера в лучших традициях его создателя. Романтическая и полная страсти история о любви и насилии, развернувшаяся в современном Париже. Ирония судьбы или случайной встречи молодого писателя с бывшей одноклассницей. Здесь про любовь детства, разрушение семьи и про вечную истину о хрупкости отношений.

Несмотря на порицание публики, многие положительно оценили «Счастливый Случай», во многом благодаря потрясающе красивой картинке от гения кинематографа Витторио Сторатто, вновь сотрудничающего с Вуди Алленом.

«Бедные-несчастные» Йоргоса Лантимоса совершенно точно можно назвать одним из самых запоминающихся и необычных фильмов года.

Кадр из фильма «Бедные-несчастные» / «Poor Things» фото № 5
Кадр из фильма «Бедные-несчастные» / «Poor Things»
Экранизация романа Аласдера Грея, фантастическая драма от создателя «Лобстера» с Уильямом Дефо и Эммой Стоун в главных ролях уже названа многими критиками настоящим шедевром. Визуальная сказка для тех, кто разбирается в эстетике, современное и более провокационное прочтение классики от Мэри Шелли, полная отсылок к вечному, притча о докторе, вернувшем к жизни женщину-самоубийцу, путем пересадки мозга младенца.

Невероятно красивые и полные стиля декорации, картинка от гения Робби Райана и 35-миллиметровая пленка в паре со старинным объективом. Приправьте все это безумно странным саундтреком в стиле британского поп-рока и получите действительно гениальное произведение от нестандартного греческого режиссера.

Еще один фильм, о котором хочется рассказать — это «Срок Времени» от Лилианы Кавани, снятый по мотивам книги итальянского физика Карло Ровелли, принимавшего участие в написании сценария.

Первый после десяти лет перерыва фильм режиссера, прожившего почти полный век, рассказывает о конце света и о том, как предчувствие гибели может изменить приоритеты и значения наших жизней. Хорошее, вдумчивое и меланхоличное кино.

«Гангстерский фильм без гангстеров», именно так описал свой фильм «Энеа» режиссер и актер Пьетро Кастеллитто. Итальянская драма о персонаже, весьма маргинальными способами исследующего мифологию собственного имени, рассказывает историю человека, который не чувствует себя ни живым, ни мертвым и вместе со своим другом впервые открывает мир морали и правил, притаившийся за ширмой беспечного гедонизма.

Стоит сказать и о «Догмене», творении еще одного одиозного режиссера Люка Бессона, впервые оказавшегося в конкурсной программе кинофестиваля.

Постер к фильму «Догмен» / «Dogman» фото № 6
Постер к фильму «Догмен» / «Dogman»
«Догмен» — это настоящий и полноценный грайндхаус, кино о судьбе психопата, жестоко униженного собственным отцом, его странных отношениях с собаками и мести несправедливой системе. Критики уже обозначили этот фильм, как «Джокер с собаками». Странное, но все же завораживающее кино от безусловного мэтра.

Кадр из фильма «Догмен» / «Dogman» фото № 7
Кадр из фильма «Догмен» / «Dogman»
Эта часть фестиваля в целом оставила двоякие впечатления. С одной стороны, большое количество разных и совершенно непохожих друг на друга жанров, с другой — множество идентичных по ритму байопиков, возвращение трех обвиненных в сексуальном насилии режиссеров, отсутствие множества именитых актеров и создателей картин, отмена фильма открытия фестиваля, — все это сформировало очень странные ощущения.

Но все же юбилейный кинофестиваль, несмотря на все ограничения, получился масштабным. В нем приняло участие более 70-и фильмов, среди которых были и короткометражные произведения и даже VR картины. Для Immersive Selection был специально подготовлен остров Лаззаретто Веккьо (тот самый, где до 1814-го года были расположены чумные лазареты). В номинации участвовали 43 проекта из 25-и стран, включавшие в себя все разновидности VR искусства, от уже ставших привычными проекций до больших инсталляций и целых виртуальных миров.

Кино уже давно не единственная составляющая ДНК фестиваля для многих людей, причем по обе стороны ковровой дорожки Венецианский кинофестиваль — это еще и возможность показать себя и свои наряды, увидеть любимых звезд, провести важные переговоры и даже пройти обучение. Он все больше становится похож на полноценный кинофорум, мероприятие, направленное не только на демонстрацию, но и на развитие индустрии кино.

Аврора Руффино фото № 8
Аврора Руффино
Паола Турани фото № 9
Паола Турани
А что между фильмами? 

Впечатления от фестиваля безусловно формируются не только фильмами и мероприятиями, но и деталями, из которых состоят проведенные на нем дни. На самом острове Лидо точно было чем заняться: множество площадок и павильонов для переговоров и нетворкинга, обучения и различные демонстрации, огромное количество рабочих встреч, в том числе на международном уровне, и с участием министров. Венецианский кинофестиваль — это действительно must see мероприятие для профессионалов. По сути, это не просто кинофестиваль, а полноценный кинофорум, где у гостей и участников мероприятия в буквальном смысле с утра и до вечера заполненный встречами график.

Как всегда, фестиваль состоял из нескольких отдельных мероприятий — показа Armani, благотворительного аукциона AmfAR, полуночного ужина со спагетти от Ginori 1735 и St. Regis Venice, бранча от Марко Пескароло в честь Венецианской регаты в отеле Venice Venice и, конечно же, куда без тусовки Vanity Fair в Palazzina Grassi. Из всего списка совсем не удивил Vanity Fair с чрезмерно дорогими приглашениями и не очень понятным смыслом. Явно на любителя.

Изабелла Феррари фото № 10
Изабелла Феррари
Серьги Divine Enigma, Messika фото № 11
Серьги Divine Enigma, Messika
Отдельно нужно сказать про погоду, демонстрирующую нам свое собственное увлекательное кино, и, видимо, ожидая премию за драматизм и актерское мастерство. Венецианская погода повернулась всеми своими ликами от холода до жары, но в итоге успокоилась и одарила нас умеренной и приятной температурой.

Выводы для себя я сделала. Безусловно, Венеция — это не Канны. Здесь все немного про другое, да и, наверное, для других. Это не просто мероприятие-показ, а все больше полноценный слет специалистов киноиндустрии. Это так же возможность насладиться прекрасной, воспетой поэтами и писателями Венецией, ее совершенными видами и безмерной красотой, окружающей тебя со всех сторон.

Что по итогам? 

Фестиваль завершился, и на острове Лидо наконец объявили победителей.

Главный приз — «Золотой Лев» достался «Бедным-несчастным» Йоргоса Лантимоса, а гран-при ушел японцу Рюсукэ Хамагути и его тяжелой драме «Зла не существует». 

Картина Маттео Гарроне «Я — капитан» получила сразу два приза — за режиссуру и за лучшего молодого актера Сейду Cарра.

Постер к фильму «Зла не существует» / «Evil Does Not Exist» фото № 12
Постер к фильму «Зла не существует» / «Evil Does Not Exist»
Постер к фильму «Я — капитан» / «Io Capitano» фото № 13
Постер к фильму «Я — капитан» / «Io Capitano»
Кубки Вольпи за лучших актера и актрису достались Питеру Сарсгаарду («Память») и Кэйли Спэни («Присцилла»).

Кто знает, возможно Зендая могла бы оказаться в этом списке, если бы не забастовка профсоюзов. Но, как говорят, всему и всем свое время. И время юбилейного 80-го кинофестиваля в Венеции подошло к концу. Это был прекрасный, полный сюрпризов фестиваль. Однозначно юбилейный по своему характеру.

Источник фотографий: Пресс-материалы


Instyle

Телефон:
+7 (495) 974-22-60

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147