19 августа
Это тоже я. Взрослые работы детских иллюстраторов
Милые зайчики, уютные избушки, трогательный Пятачок — эти образы знакомы не одному поколению. К открытию выставки «Зачем мне быть большим?» в Postrigay Gallery, посвященной советской иллюстрации, разбираемся, кто стоял за визуальным культурным кодом эпохи и смотрим, как художникам удавалось сохранить свою самость — даже в рамках «детского» жанра
Владимир Лебедев
Художник, сформировавший язык советской детской книги. Его стиль строился на упрощенной форме, активной плоскости и резком цвете, что придавало иллюстрациям монументальность и ясность. Начав с плакатов и сатирических серий, в 1920-е годы он обратился к книжной графике и встретил своего автора — Самуила Маршака. «Усатый-полосатый», «Багаж», «Мороженое» задали новый стандарт книги как художественного объекта.
В живописи Лебедев тяготел к портретам и натюрмортам, особенно женским образам. В 1930-е годы его изначальная графичность сменилась более живописным, почти импрессионистическим подходом. В эпоху травли иллюстраторов художник утратил прежнюю свободу и оказался в русле соцреализма, но продолжал работать с тем, что любил — женскими портретами, натюрмортами и добрыми сюжетами.
Татьяна Маврина
Одна из самых ярких фигур отечественной книжной графики второй половины XX века. Ее стиль строился на обращении к народной культуре: декоративность, свободный ритм линии, богатая палитра. Особенной вехой стала «Сказочная азбука», где каждая буква и орнамент выполнены рукой художницы, а оформление включает золото и серебро.
Маврина оформила более двухсот книг и в 1976 году стала единственным российским лауреатом Премии имени Г. Х. Андерсена. В ее работах птицы, цветы, маленькие города и народный колорит становились знаками вечного праздника и обновления. Она могла бы соперничать с Натальей Гончаровой в декоративности, но выбрала детскую книгу — как более живую и радостную сферу.
Виктор Дувидов
Детство Дувидова напоминает сказку: в 1937 году он был эвакуирован из охваченной войной Испании и усыновлен в СССР. Его творчество объединило разные техники — от рисунка и офорта до литографии и ксилографии. Но особое место заняла книжная графика, где яркая и музыкальная линия художника получила признание.
Главной темой стали город и животные: Москва и ее зоопарк часто появлялись в его книгах и картинах, соединяя архитектуру и природу. В 1993 году вместе с Маем Митуричем художник получил Государственную премию за росписи в Палеонтологическом музее. Его работы всегда сохраняли искренность и радость наблюдения.
Май Митурич
Май Митурич — мастер тихой поэзии книжной иллюстрации. Он видел книгу как целостный организм, где текст и изображение образуют единый ритм. Его рисунки отличались свободой линии, легкостью композиции и ощущением воздуха. Природа — птицы, звери, море, камни — становилась у него главной темой, всегда изображенной с анималистической точностью.
Художник много путешествовал — Камчатка, Япония, северные моря — и каждое впечатление становилось частью его образного языка. В 1990-е годы вместе с Виктором Дувидовым он был удостоен Государственной премии за росписи в Палеонтологическом музее. Иллюстрации Митурича дышат простором и светом, оставляя место для тишины и созерцания.
Источник фотографий: Музей Дарвина, ЛитФонд, Галерея Александра Шишкина, Русский музей
Ваш бонус Скидка дня: –20% на Guess