26 декабря 2023 | Виталий Терехов
Дорога к уличному искусству
Однажды Нил Шустерман сказал: «То, что мы называем искусством, вселенная считает маршрутом». Сегодня мы проложим маршрут к стрит-арту и поговорим о направлении вместе с художниками и ведущими институциями
Прогуливаясь сегодня по улице, каждый из нас слышит, как город говорит императивами: «Купи!», «Зайди!», «Освежись!», «Саморазвивайся!». Мы живем в бесконечном нагнетании, этот аудио-визуальный шум, увы, не покидает нас ни на секунду. Особенно это ощущение свойственно людям живущим в крупных городах, где помимо прочего на человека «давят» небоскребы. Каждый из нас пытается вырваться из этого информационного потока и уличное искусство — это та самая попытка освободиться.
Плакаты, граффити, наклейки — они направлены на то, чтобы мы бунтовали против этого сумасшедшего ритма и находили в себе мужество сопротивляться бесконечному шуму. Стрит-арт художники дают нам шанс говорить самостоятельно, а не тонуть в многоголосие города. Отсюда один из основных принципов направления — быть голосом свободы в городе, где тебе всегда говорят как правильно.
Тогда процветающий средний класс впервые обнаружил нонконформизм за обеденным столом в лице своих детей. Дети начали бунтовать против общества потребления, это время контркультуры и Энди Уорхола, поп-арта и сексуальной революции. Однако, все это было доступно для продвинутой молодежи, низам же достались стены окраин, куда их переселили из фабричных серых районов.
«В граффити нет содержания, нет сообщения. Эта пустота и образует их силу. Тотальное наступление на уровне формы не случайно сопровождается отступлением содержания. Это вытекает из революционной интуиции — догадки о том, что глубинная идеология функционирует теперь не на уровне политических означаемых, а на уровне означающих, и что именно с этой стороны система наиболее уязвима и должна быть разгромлена»И вскоре из уличных граффити родилась уличная живопись то, что сегодня называется стрит-артом. Резкий поворот в сторону смыслов, где городское пространство — это больше не дома, дороги, магазины, люди, а полотно для работ уличных художников.
Больше о специфике направления, значении граффити и течениях стрит-арта рассказала куратор институции нового формата «Стрит-арт хранение» Алина Зоря.
В уличном искусстве много разных аспектов. Например, для граффити-райтеров и стрит-арт художников важен некий «обряд инициации улицей», опыт нелегального творчества. Он порой важнее, чем систематическое художественное образование. За сезон художники создают десятки, а иногда и сотни работ: отсюда постоянные поиски новых художественных и технических решений, эксперименты и поиски стиля. Безусловно, уличные художники используют и специфические материалы и техники создания работ: начиная с аэрозольных баллонов, заканчивая стикерами, трафаретными техниками. Но, наверное, главное — это ощущение абсолютной свободы творчества.
Сегодня сложно говорить о каких-то строгих течениях и направлениях в стрит-арте. Постоянные эксперименты авторов с материалами, техниками, локациями, смыслами в итоге приводят к тому, что каждый автор находится в многолетнем творческом поиске. Вроде бы мы можем выделить текстоцентричных и концептуальных авторов, социальный и политический стрит-арт, но все попытки систематизации каждый раз обречены на провал, ведь уличное искусство очень подвижная и живая история, которая развивается прямо на наших глазах.
![дорога к уличному искусству фото № 4 Дорога к уличному искусству фото № 4](/upload/resize_cache/iblock/dc7/650_1200_1/x13wqv4kke9txfakw15v0k523o9nn3ce.png)
В своих работах я стараюсь опираться прежде всего на локальную специфику места, ее исторический контекст. Мне важно быть в диалоге с городом и горожанами, создавать нетривиальный краеведческий рассказ, который будет интересен как местным, так и туристам.
Я хочу уличными работами провоцировать гуманистические процессы, которые начнут выводить городскую среду на качественно новый уровень. Мое архитектурное образование повлияло на отношение к городу, я чувствую личную ответственность за его внешний вид и некую культурную содержательность.
«Я как петербургский стрит-арт. Все от меня чего-то ждут, но ведь меня не существует»Так, у стрит-арт художника Максима Има главный новогодний волшебник превратился в реалиста, от которого «все чего-то ждут». Мы же хотим доказать, что петербургский стрит-арт существует и одним из его представителей является Турбен.
![дорога к уличному искусству фото № 5 Дорога к уличному искусству фото № 5](/upload/resize_cache/iblock/9f4/650_1200_1/71ft55169xu0nvh1nah4bifkiwx3667v.png)
![дорога к уличному искусству фото № 6 Стрит-лого Турбена фото № 6](/upload/resize_cache/iblock/cef/650_1200_1/agieae423nmmns2n45d5nsj6py2pgycq.jpg)
Что касается характерных черт моего творчества, одной из них является мое желание поднять настроение зрителю, который встретит мордашку по пути на работу или увидит откликающийся ему сюжет в графике в моем телеграм-канале. В свои работы я вкладываю личные темы и ценности, которые близки мне самому. Недавно вышел мой коллаб с брендом Befree: на одной из вещей, кардигане, написана фраза «my friends are always with me». Персонажи, изображенные на спине, были нарисованы мной и моим другом Иваном Сотниковым-младшим. Он сейчас не в Санкт-Петербурге, и я по нему скучаю. Это один из примеров, как мои чувства и переживания влияют на то, что я создаю.
«Только в ночь, когда работа сделана ее можно считать своей. С наступлением рассвета она становится общей»Наверно, одним из неприятных моментов для любого стрит-арт художника остается то, что улица никогда не сможет стать безопасным местом для работ. Например, произведения уличной художницы Лены Лисицы не раз подвергались воздействию со стороны горожан. Так, в 2017 году из 21 работы нижегородской художницы осталось всего две: что-то закрасили, что-то сняли, а у «Девочки с яблоком» украли бутафорское яблоко.
![дорога к уличному искусству фото № 8 Дорога к уличному искусству фото № 8](/upload/resize_cache/iblock/5bc/650_1200_1/f07euq26m7c2a6troe63c1lm2ccwxlex.png)
Последняя работа была в марте. И больше у меня ни разу не появилось желание выйти на улицу. Работу успешно украли. И это хорошо. Будут ли еще уличные работы — не зарекаюсь. Но март, это слишком далеко, чтобы считать себя уличным художником. Я все сделала уже на улице. Мне скучно, тесно и бессмысленно.
«Я пыталась передавать ценности, мысли и идеи через стрит-арт — это всё-равно, что «из пушки по воробьям»Все о чем я говорила на улице — теперь делаю в студийных проектах и получается гораздо лучше передавать, и можно быть гораздо открытее и искреннее.
А интернет и метавселенные изменили основной принцип существования стрит-арта, как искусства кратковременного. Работа, которая раньше жила одну ночь, теперь прописана в виртуальных реальностях и социальных сетях. Одним из первых стрит-арт художников, который заинтересовался технологиями и робототехникой, был Миша Most.
Искусство — это не только кисточки и холсты. Искусство — это безграничное поле, в котором мы можем работать и с инженерами и с программистами, идя в ногу со временемВ искусстве есть всеобъемлемость и открытость, возможность сочетать творчество с совершенно другими сферами, которые раньше могли казаться не очень креативными. И мой опыт работы это доказал. Я считаю, что инженеры и программисты такие же художники, просто они используют другие инструменты.
В 2016-2017 году, когда я только начинал работать с робототехникой, людям казалось, что роботы не могут заменить человека. Однако, сегодня в 2023 году уже ни у кого таких вопросов не возникает. Нейронные сети показали каждому, что теперь возможно заменить не только "руку", но и самого человека. Это заставляет задуматься о том, что будет дальше и к чему приведут нас технологии и инновации. Смогут ли они полностью заменить нас как вид? Об этом я говорю в своих последних работах, поднимаю вопрос, куда мы идем, впуская технику в разные сферы нашей жизни, в том числе и в креативные.
Если опустить из внимания нарочито конъюнктурное искусство, то глобальный тренд улицы — сделать свои работы заметными для искушенного зрителя и незаметными для тех, кто закрашивает работы художников. Интересно наблюдать за работой художников, которые экспериментируют, смотрят что было до них и пытаются внести свое слово.
— А каким вы видите будущее стрит-арта?
— Будет весело и страшно
Источник фотографий: Пресс-материалы, соц.сети
Ваш бонус Скидка дня: –20% на Guess