21 октября

Cosmoscow: лучшие художники по мнению Алексея Масляева

12-я международная ярмарка современного искусства Cosmoscow пройдет 25–27 октября 2024 года на новой выставочной площадке «Тимирязев центр» и, как всегда, представит работы самых ярких мастеров отечественной арт-сцены. В преддверии ее открытия куратор фонда поддержки современного искусства Cosmoscow Алексей Масляев вспоминает художников, которые уже запомнились своим участием в ярмарках прошлых лет и чьи работы подтверждают, что главное в совриске — вовлеченность в настоящий момент

Cosmoscow фото № 1
Cosmoscow
В нынешнем году Cosmoscow при поддержке генерального партнера ПАО Сбербанк объединит на одной площадке ключевые проекты арт-индустрии из разных городов России и мира: ярмарка представит более 1500 произведений современного искусства от 84 галерей, 18 из которых будут участвовать в смотре впервые. Гости Cosmoscow 2024 смогут увидеть произведения Александра Родченко на стенде галереи «Глаз». XL Projects покажет работы Виктора Пивоварова. На стенде Alina Pinsky Gallery разместятся работы Наталии Турновой, а Anna Nova Gallery представит Художника года Cosmoscow — Александру Гарт. Кроме того, на ярмарке можно будет познакомиться с такими международными галереями, как CHELEBI из Азербайджана, Yoomoota из Тайланда, Forme из Италии и Inloco Open Storage из Дубая.
«Тимирязев центр» фото № 2
«Тимирязев центр»

Таус Mахачева. «Кольцевая», 2018

Таус Mахачева. «Кольцевая», 2018 фото № 3
Таус Mахачева. «Кольцевая», 2018
Таус — внучка Расула Гамзатова — родилась в Москве, но всегда считала своей родиной Дагестан и изучала темы, близкие этому пространству, его людям и культуре. Ее проект «Кольцевая», представленный на Cosmoscow шесть лет назад, был чертовски амбициозен. Замысел состоял в том, чтобы построить настоящую асфальтовую двухполосную дорогу, которая опоясывала бы одну из гор в Дагестане, но, что важно, не имела бы никаких подъездов. То есть это должна была быть предельно комфортная для передвижения на автомобиле трасса, на которую никто не может попасть. Таус поднимает, с одной стороны, тему отношений человека и природы, предлагает вполне конкретный способ присвоения территории, обозначает присутствие на ней высшей силы и власти. Но не только... Проект сопровождался реальной технической документацией, к составлению которой были привлечены специалисты: инженеры, снабженцы, финансисты. Был просчитан бюджет — и он производил очень сильное впечатление. Помимо этого, художник создала из мрамора ту самую гору со всем ее рельефом и с намеченной дорогой. Мраморная глыба была как раз выставлена на ярмарке и предложена вниманию коллекционеров. Любому, пожелавшему эту работу приобрести, предлагалось не вступать в отношения купли-продажи, а пойти на определенный договор с художником: Таус дарила свое произведение, а человек брал на себя обязательства оплатить строительство дороги.
Таус Mахачева. «Кольцевая», 2018 фото № 4
Таус Mахачева. «Кольцевая», 2018
Почему так? Махачева таким образом подняла актуальную тему — тему внимательного отношения к тому, что делает художник. Она намеренно обострила момент переживания того чувства несправедливости, которое художник часто испытывает в жизни. Многие институции, коллекционеры, а порой и коллеги из арт-сообщества воспринимают статус художника не как профессию, предполагающую заработок, а лишь как приятное увлечение. И проект «Кольцевая» недвусмысленно указывал на необходимость пересборки этических основ системы современного искусства.

Группа «MишMаш». «MишMаш — художник года», 2019

Группа «MишMаш». «MишMаш — художник года», 2019 фото № 5
Группа «MишMаш». «MишMаш — художник года», 2019
В названии группы соединились имена ее участников: Михаила Лейкина и Марии Сумниной. А означает оно — даже на разных языках — беспорядок, путаницу, мешанину. И в своей арт-практике «МишМаш», в числе прочего, как раз пытаются этот хаос упорядочить, сдержать, но главное — разобраться, как в этом беспорядке должен себя ощущать человек, где его место в неорганизованной стихии. На Cosmoscow в 2019 году участники арт-дуэта получили статус художников года и представили работу с названием «МишМаш — художник года», ставшую своеобразной ретроспективой их творчества. Михаил и Мария сделали предметные миниатюры на сюжеты из своих прежних проектов, включив в них и себя — в виде кукольных фигурок. Эти объекты были разбросаны по всей площади ярмарки: крепились на стендах галерей, служебных стенах, в лаунджах. При этом все элементы складывались в единую осмысленную композицию. Очень любопытный опыт с точки зрения как экшена, поиска, обнаружения частей целого, так и коммуникации с другими участниками ярмарки, в пространства которых вторгались работы этого дуэта. Надо же было еще договориться с галереями, платящими за стенды, о таком соседстве! «МишМаш», которым явно близки идеи московского романтического концептуализма, говорят, что их интересует мир между крайними состояниями: хаосом и порядком, личным и коллективным, явным и неуловимым, материальным и метафизическим. И вся суть работы, о которой идет речь, кроется как раз в зазорах, несовпадениях между этими категориями. Невозможность вписаться, совпасть с контурами не своего пространства, найтись, объединиться формирует такое странно дребезжащее внутри человека состояние — это то ли травма, то ли ссадина, — с которым хочется как-то справиться. Художники не то чтобы дают ответ на вопрос, как обуздать хаос, — они, скорее, создают условия, в которых этот дискомфорт возможно пережить.
Группа «MишMаш». «MишMаш — художник года», 2019 фото № 6
Группа «MишMаш». «MишMаш — художник года», 2019
Да, мы не можем справиться с беспорядком и сложностью окружающего мира. Нам, скорее, нужно обнаружить те территорию, место, фокус пребывания, которые будут обладать какими-то целительными для нас свойствами, допуская дзен-буддистское, пассивно-наблюдательное отношение к миру. Задача — не исключить из своей оптики травму, а сделать ее переживаемой.

Дмитрий Курляндский. «Комедия дель арте», 2017

Дмитрий Курляндский. «Комедия дель арте», 2017 фото № 7
Дмитрий Курляндский. «Комедия дель арте», 2017
Курляндский по профессии композитор, и эта его работа, показанная в рамках одной из программ Cosmoscow Talks, представляет собой своеобразное произведение академической музыки. Особенность его в том, что партитура выглядит не как привычные ноты, а как набор инструкций к определенным видам деятельности: слышанье, чтение, письмо, рисование, танец, касание и другие. Дмитрий прописывает однотипные правила относительно того, как «комедия» определенного направления должна исполняться. Вот, например, инструкции к «комедии слышанья»: «Пойте про себя любую песню, мелодию. Вслух тихо для себя пропевайте не больше одного звука в половину минуты. Не теряйте континуальности поющейся мелодии. Один раз за время пения один звук может быть пропет насколько возможно долго». Или — к «комедии танца»: «Танцуйте мысленно любой танец. В реальности совершайте не больше одного короткого движения в половину минуты. Не теряйте континуальности воображаемого танца. Один раз за время танца одно движение может быть продолжительйным, завершенным». И так далее. Если представить, как выглядит исполнение произведения Курляндского, то скорее всего это будет так: зал, в котором люди большую часть времени ничего не произносят и ничего не делают; пространство, в котором как будто бы — и это важные слова — ничего не происходит. На самом деле все происходит внутри людей, которые вовлечены в исполнение. Партитуры раздавались посетителям, и те могли присоединиться к исполнению на самой ярмарке, а могли взять их с собой и проделать все описанное когда и где угодно потом. «Комедия дель арте» Курляндского подрывает любую нашу установку на понимание произведения искусства, делает это стремление к пониманию несостоятельным.
Дмитрий Курляндский. «Комедия дель арте», 2017 фото № 8
Дмитрий Курляндский. «Комедия дель арте», 2017
Человеку свойственно желание во всем разобраться, все посмотреть, послушать, прочитать: все компоненты освоил — и как бы ухватил суть. Но Курляндский создает такую структуру произведения, которая в подобные границы помещена быть не может. Она неизбежно будет выпадать, потому что никто не знает и не может предугадать, когда, кто и где подключится к исполнению «Комедии дель арте». Процессуальность, то есть способность непрерывно и последовательно изменяться во времени, — сущностный признак этого произведения. С процессуальностью можно связать и зрительский опыт. И я согласен, что длящиеся переживания становятся отражением ценности произведения. Мы сталкиваемся с чем-то, что не получается внятно описать, и на эмоциональном уровне вновь и вновь возвращаемся к предмету. Нас это не отпускает, мы чувствуем дискомфорт и беспокойство: как же так, встретилось что-то, что нам непонятно. 

Валентина Давыдик

Директор по маркетингу девелоперской компании Hutton, партнера Cosmoscow

Cosmoscow: лучшие художники по мнению Алексея Масляева фото № 9
«Поддержка культурных проектов и коллаборации с представителями арт- и дизайн-сферы давно стали неотъемлемой частью деятельности Hutton. Мы определили для себя важную миссию: развивать и поддерживать современное искусство, вдохновляя людей на созидание и творчество. Ценности Cosmoscow, которая становится идеальной площадкой для актуального диалога лучших деятелей искусства и интеллектуальной публики, перекликаются с нашими. Многолетнее сотрудничество с ярмаркой поддерживается схожими взглядами на мир и одинаковым интересом к культуре, благодаря которому мы осознаем, как важно быть в контексте времени. Прогресс общества невозможен без культурной составляющей, именно поэтому так важно уделять внимание всем ее аспектам, среди которых искусство — один из главенствующих. В этом году гостям и участникам Cosmoscow мы представим стенд-инсталляцию о развитии компании Hutton, взяв за идейную основу наш жилой и деловой квартал LUNAR. Пространство будет дополнено не только интерактивными элементами, но и дизайнерскими объектами, которые в полной мере раскроют данную концепцию».

Алина Гуткина. «Чайка», 2017

Алина Гуткина. «Чайка», 2017 фото № 10
Алина Гуткина. «Чайка», 2017
Работа была показана Алиной в программе Cosmoscow Talks вместе с командой арт-проекта ВАСЯБЕГИ, в которую тогда входили молодые люди с московских окраин, увлеченные социальными практиками на основе медитаций и современной хореографии.

Перформанс представлял собой вольную интерпретацию чеховской «Чайки». В ней отсутствовали привычные элементы пьесы — по той причине, что сама структура постановки была продиктована некоей «геометрией», определенной расстановкой участников команды на сцене, а их взаимодействие друг с другом происходило в формате конвейерной медитации. Единственным связующим всех предметом был лист белого пенопласта. Первый человек отламывал от него кусок, совершал с ним какие-то манипуляции, оставшуюся часть передавал второму перформеру, который делал все то же самое и передавал свою часть третьему. По мере того как этот лист пенопласта по цепочке продвигался к концу конвейера, все уменьшаясь и уменьшаясь, становилось понятно, что каждый перформер на своем этапе из доставшегося ему фрагмента пытается сделать фигурку чайки.

Алина Гуткина. «Чайка», 2017 фото № 11
Алина Гуткина. «Чайка», 2017
Но то, что должно было быть приведено в итоге к какому-то удобоваримому виду, в конце конвейера превращалось в труху. Последние в цепочке разламывали и крошили этот пенопласт — до утраты им какой-либо опознаваемой формы. И получалось, что сам перформанс уже как бы нес в себе импульс потери смысла, энтропии, распада и что работы нет — ведь все превращалось в пыль.

Екатерина Рубцова. «Выпускной», 2023

Екатерина Рубцова. «Выпускной», 2023 фото № 12
Екатерина Рубцова. «Выпускной», 2023
Екатерина еще не была представлена на Cosmoscow, но участвовала в моем кураторском проекте «Я всегда знал, что мы встретимся». Думаю, я вправе завершить на ней мой выбор пятерки самых ярких современных российских художников. «Выпускной» — это тоже перформанс. И Рубцова организовала его по всем канонам названного мероприятия: сцена, свет, надувные шарики, ведущие, один из которых — она сама. Гости арт-представления могли остаться просто зрителями в зале, а могли вовлечься в действие. Каждому давали анкету, где просили представиться, по желанию, и ответить на главный вопрос: с чем или с кем в своей жизни человек хочет распрощаться навсегда. Заполненные листки люди передавали художнику. В какой-то момент перформанса она наугад выбирала одну анкету из собранной стопки и зачитывала ответ.
Екатерина Рубцова. «Выпускной», 2023 фото № 13
Екатерина Рубцова. «Выпускной», 2023
Все вокруг с неподдельным интересом слушали, комментировали, поддерживали аплодисментами. И вот тут-то событие, которое начиналось как праздник, вдруг оборачивалось сеансом коллективной психотерапии. Прелесть и обаяние этой работы в том, что художнику удалось передать всю сложность переживания отказа от чего-то. Невозможно ведь в одно мгновенье взять и распрощаться с чем-то в своей жизни. Человека могут охватывать ностальгические чувства и даже страх от того, что теперь повседневность уже будет принципиально другой. Но вместе с такой минорной нотой в проекте есть и другая, и она связана с новыми устремлениями: завершая что-то одно, мы предчувствуем что-то другое, охватываем мысленно новый горизонт. Это действует на человека вполне стимулирующе, потому что указывает на перспективу перемен.
Екатерина Рубцова. «Выпускной», 2023 фото № 14
Екатерина Рубцова. «Выпускной», 2023

Источник фотографий: Пресс-материалы


Instyle

Телефон:
+7 (495) 974-22-60

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147