13 ноября

Чем удивит премия SCAN AWARDS

Для арт-индустрии начало ноября прочно связано с важным событием: в Красноярске отмечают лучших художников и проекты от Урала до Дальнего Востока на премии SCAN AWARDS. Победителей назовут вечером 13 ноября, а до 30 ноября в местном пространстве «Культ» можно увидеть выставку работ номинантов. U MAGAZINE — информационный партнер премии. Рассказываем, как премия была придумана, почему за ней важно следить и какие открытия она готовит

Когда появилась и для чего создавалась премия

В 2023 году ресторанная группа Berrywood Family решила в свой день рождения устраивать праздник и художникам региона — поддерживать талантливых авторов денежными премиями. Из ивента с пятью номинациями, каждая в 150 тыс.рублей, всего за два года событие превратилось в масштабный праздник с призовым фондом более 2 млн рублей, серьезным экспертным составом со всей России и 13 номинациями. Команда премии сделала миссию поддержки уральского, сибирского и дальневосточного арт-сообществ — круглогодичной и выстроила систему с флагманом в виде ярмарки Scan Fair, pop-up событий в городе и специальными проектами.

Лолита Моисцрапишвили. Из проекта «Где моя земля, где тело мое, моя логика — плоть и кость, моё клеймо», 2025 (Омск) фото № 1
Лолита Моисцрапишвили. Из проекта «Где моя земля, где тело мое, моя логика — плоть и кость, моё клеймо», 2025 (Омск)

Участница экспертного совета, соорганизатор ярмарки |catalog|, Алина Крюкова делится: «Такие премии похожи на яркий детский пластилин, которым сшивается отличный, но важный для осмысления, опыт художников, живущих в разных часовых поясах страны. Культура, говорящая таким количеством разно-красивых голосов, которые подсвечиваются региональными премиями, вызывает огромный интерес. Границы — всегда условность и конвенция, а такие премии выстраивают коммуникационную сетку понимания и очень важны». Красноярский куратор, арт-директор Первой ярмарки Scan Fair, Оксана Будулак, добавляет, что премия дает шанс получить оценку от экспертов, которые занимаются современным искусством долгие годы из разных городов, «в регионах не так много возможностей столкновения с серьезной экспертизой, SCAN расширили ее до общероссийской. Своего рода рейтингом художников в свое время была Премия Кандинского. Именно на премиях экспертное сообщество получает представление, что происходит прямо сейчас в мастерских художников, эксперты видят новые работы, художники получают оценку своего мастерства».

Возможности

В сезоне-2025 у премии целых 13 номинаций, семь из них - ключевые и включают награду от 150 до 250 тыс.руб. «Художник года» — категория для авторов, реализовавших более двух персональных проектов и оказавших заметное влияние на развитие искусства в регионе и в России. «Красноярская премия» — традиционная номинация, присуждаемая художникам, связанным с Красноярском и работающим с его контекстом. «Открытие года» отмечает молодых талантливых художников, у которых пока еще нет большого портфолио и видимости. SCAN AWARDS стала первой российской премией, выделившей медиа-арт в отдельную категорию, что важно, учитывая трудоемкость и сложность художественных процессов направления. Современная фотография также выделена в отдельную номинацию — в ней рассматривались художники, использующие фотографию как основной медиум в своей практике. Блок специальных и партнерских номинаций включает премию «выбор институции» от ШCИ «ШОВ» с серией лекций и семинаров для победителя, приз от галереи 9б, галереи a-s-t-r-a, галереи Marina Gisich Projects в виде отдельных персональных проектов в каждой из галерей, приз от Школы Родченко с обучением на онлайн-курсе по направлению «Современная фотография» и участие в резиденции ЦСИ «Сияние» .Таким образом, премия не только поддерживает художников финансово, но и открывает перед ними реальные профессиональные возможности.

Алексей Мартинс. Из серии «Дым» фото № 2
Алексей Мартинс. Из серии «Дым»
Алексей Мартинс. Из серии «Дым» фото № 3
Алексей Мартинс. Из серии «Дым»

Номинанты

У каждого эксперта были свои открытия. Главный куратор студии «Тихая», член экспертного совета премии Алиса Савицкая рассказывает: «Количество и качество заявок в этом году впечатляющее, так что мы могли себе позволить строгость и придирчивость. Некоторые заявки обсуждались несколько раз, уточнялись мельчайшие нюансы сюжетов и применения художественных медиа. При этом узкоспециальные номинации, вроде фотографии, вызывали у нас не менее жаркие споры, чем «Проект года». Лилиана Маррэ отмечает: «В этом году многие проекты-номинанты обратились к наследию региона и теме идентичности. Например, Наташа Тарр создает рисунки на льду, вдохновленные археологическими находками III до н.э.—I тысячелетий н.э. в Пермском крае, Диана Окаева родом из Грозного, исследует свою культурную идентичность, живя с трехлетнего возраста в Тюмени. Заметна общая тенденция: обращение к теме исторической памяти и работе с архивами, как, например, в работах Ульяны Кармачевой».

Наташа Тарр. «Альбом — раскладушка» фото № 4
Наташа Тарр. «Альбом — раскладушка»

Оксана Будулак делится, что ее удивили кинетические проекты Анастасии Крохалевой, а также саунд-арт Антона Попова, который рассказывает о пласте музыки 90-х и культуре повседневности этого времени. В числе ее открытий — художник Алексей Мартинс, исследующий объектно-ориентированную онтологию в серии работ о природных катастрофах и пожарах. Руководитель проектов SCAN, Мария Букова советует обратить внимание на Алексея Крупяника, участника проекта «Видимо-невидимо» из Иркутска (номинация «Проект года», куратор — Алина Свердлова-Александрова): художник соединяет фотографию с элементами вышивки, так традиционный орнамент становится способом «зашить» утраты и восстановить связь с местом и культурой. А также и на Степана Пантелеева — художника, работающего на стыке пост-граффити и паблик-арта. В его проекте «Схема нападения на небытие» нанесенная на асфальт схема баскетбольного нападения без кольца превращается в метафору памяти и утраты — попытку «атаковать» забвение и вернуть голос исчезнувшим местам.

Экспозиция «Видимо-невидимо» фото № 5
Экспозиция «Видимо-невидимо»

Отдельная выставка и новая площадка под нее

Выставка «Пристанище» фото № 6
Выставка «Пристанище»
Главным слоганом SCAN AWARDS-2025 стало «Искусство создавать новое». Неслучайно для выставки номинантов организаторы нашли новую площадку. Экспозиция разместилась в отреставрированном Доходном доме Семенова и Романова на проспекте Мира — памятнике архитектуры конца XIX века, напротив театра Пушкина. Здание было построено в 1900 году по проекту Александра Фольбаума, с 2016 по 2025 год здесь работал концепт-стор «Культ». Директор SCAN, Лилиана Маррэ делится: «главная цель выставки — показать масштаб и качество современного искусства от Урала до Дальнего Востока. Эти проекты по концептуальной глубине и художественному уровню ничуть не уступают работам из центральных регионов. В этом и заключается миссия программы SCAN: мы хотим, чтобы зритель увидел, насколько богата и многослойна региональная сцена, а также мог буквально «посмотреть глазами экспертов»: каждая работа сопровождается описанием, фото- и видеодокументацией. Многие произведения можно приобрести в коллекцию — это важная часть поддержки художников». Для визуального оформления команда обратилась к идее, заложенной в брендбук проекта. С помощью искусственного интеллекта были созданы воображаемые гибриды мхов, лишайников и кораллов — живые формы, способные прорастать в самых неожиданных местах. Этот образ стал метафорой искусства, которая возникает там, где, кажется, нет почвы для роста, и опирается на прошлое — на память и опыт. На выставке эти формы буквально «зарастают» пространство, соединяя природное и технологическое.

Источник фотографий: пресс-материалы


Instyle

Телефон:
+7 (495) 974-22-60

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147