28 октября 2023 | Виталий Терехов

Автор недели: сюрреализм в творчестве Лизы Фикус

Каждую неделю мы рассказываем о новых направлениях, трендах и ведущих специалистах в искусстве. В этот раз мы поговорим о сюрреализме и работах художницы Лизы Фикус

Лиза Фикус фото № 1
Лиза Фикус
Успейте сходить на персональную выставку «Осколки и преломление» Лизы Фикус в баре и бистро «ладо» на Чистых прудах до 29 октября.  В экспозицию куратор Петр Иванов отобрал холсты, графику и работы, исследующие тему подсознания. Воображение художницы стало своего рода призмой, через которую она пропустила лучи реальности. Преломляясь, они породили абстрактные образы, похожие на сны и туманные воспоминания.
«Меня сформировал в первую очередь авангард и его философская идея, теория данного направления. А сюрреализм подтолкнул меня к экспериментам и отказу от привычных мне в юности натюрмортов и пейзажей. Так, я стала обращаться к своим глубинным мечтам, страхам и воспоминаниям и транслировать их на бумагу, холст, а позже на другие материалы»
Хоть Лиза Фикус, как и многие современные художники, работает в смешанной технике, однако мы поговорим про сюрреалистическую составляющую ее работ, так как тема подсознания стала лейтмотивом ее персональной выставки. 
«Что это за сюр?» — сколько раз мы слышали этот вопрос и даже не задумывались о чем он. Сюр, известный также как сюрреализм — это направление в искусстве начала XX века, ставшее ответной реакцией на труды Зигмунда Фрейда. В то время австрийский психолог доказал, что человек обладает не только сознанием, но и подсознанием, которое мы, увы, не можем регулировать. Бессознательное — это фундамент нашей психики и он абсолютно иррационален, а главное в нем сосредоточены все наши влечения, желания, среди которых Фрейд выделял: созидание(Эрос) и разрушение (Танатос).
«В глубине каждого из нас существует мир потаенных желаний, неведомая вселенная, которую искусство может раскрыть, если художник полностью отдастся своему вдохновению»
В основном художники того времени интересовались всем что выходило за грани реальности, они пытались работать с образами своего подсознания. Например, они считали, что образы приходящие во сне намного реальнее, чем те, что ограничены нашим сознанием, и их нужно вытаскивать из подсознания. Поэтому многие сюрреалисты предпочитали работать после пробуждения, по их мнению, в этот момент разум не успевает осмыслить увиденное во сне, а некоторые художники и вовсе писали в состоянии гипноза, алкогольного или наркотического опьянения. Такой метод творчества они называли автоматизмом, то есть создание художественных произведений через свободную ассоциацию, сновидения или состояние транса.
Сальвадор Дали, Фото: @theartdistricts фото № 2
Сальвадор Дали, Фото: @theartdistricts
  Думаю вы тоже вспомнил хотя бы одну сюрреалистическую картину Сальвадора Дали. Но в чем был источник его вдохновения? Известный художник черпал идеи из психоанализа, автоматического письма и сюрреалистических манифестов, он брал за основу свои внутренние переживания, пытался вытащить наружу собственное бессознательное и выразить свои самые сокровенные страхи, фобии и желания. Для Сальвадора Дали искусство сюрреализма — это диалог человека, который пытается понять сам себя. А творчество этого художника можно по праву назвать алфавитом его жизни, который он готов предоставить всему миру.
«Постоянство памяти» Сальвадор Дали, Фото: @iskysstvo_ved фото № 3
«Постоянство памяти» Сальвадор Дали, Фото: @iskysstvo_ved
 Возьмем картину «Постоянство памяти» в ней Дали нас пускает в самое сокровенное пространство — мир собственного бессознательного, это можно заметить даже по профилю самого художника, который он размещает на полотне.  Но сама картина показывает нам как работает время во сне, оно не подчинено нашему линейному объективному времени. Сон — это место, где за одну ночь мы можем прожить, например, 10 лет, а за другую прочувствовать 30 секунд. То есть объективное время здесь не работает, оно буквально теряет свою форму, поэтому часы на картине будто плавятся, выходя за собственные границы. Дали это подчеркивает тем, что помещает на картину одни часы, которые не потеряли свою форму, но он их повернул циферблатом вниз и расположил на них муравьев — традиционный символ разложения и уничтожения по Дали . То есть картина «Постоянство памяти» показывает нам ход времени внутри бессознательного.
Таким образом, мы можем выделить несколько особенностей в этом направлении: переменчивость образов, фантасмагоричность сюжетов, необычные сочетания и формы, передача смыслов через символы, обращение к психоанализу и автоматизм.
«Бессознательное не может породить ничего, кроме желания... Все эти пессимистические подозрения о преимущественно негативной природе мира и души подошли опасно близко»

Но как выражена сюрреалистическая составляющая на персональной выставке «Осколки и преломление» Лизы Фикус? Каждая ее работа — это своего рода воспоминания о прошедших событиях, для нее было важно передать сформированное ощущение, эмоцию, импульс. Запечатлеть то, что видели ее глаза, и  чувствовало ее сердце. Также на персональной выставке есть ряд работ, которые создавались в терапевтических целях. 
«То есть, этот процесс предполагает внутренний диалог, где в начале нет ни конкретных образов, ни задумки, ни даже понимания, какое настроение является главным. Я просто сажусь за холст или за деревянную паллет с «чистой головой» и отдаюсь интуиции. В процессе этого разговора моего сознания и материалов начинает формироваться и проступать сюжет, концепция и идея работы»
Как пример того самого «внутреннего диалога» — картина «Внешний». Это сюжет о постороннем, наружном, о том, что находится вне действительности и вне представления о реальности.
«Внешний» Лиза Фикус фото № 4
«Внешний» Лиза Фикус
— «Здесь стоит обратить внимание на технику: сначала несколько слоев одного сюжета и образов были созданы маслом, хромом и дрелью, после покрыты эмалью и нарисованы заново, но чуть иначе, уже с добавлением кусочков линогравюр. И снова покрыты эмалью, что позволило добавить воздуха в холст и создать уже окончательное высказывание. Если внимательно рассматривать холст, можно без труда увидеть проступающие через белый фон, который напоминает туман, фактуры, неровности, линии и шрамы. Эта работа как бы приглашает зрителя внутрь себя, транслируя сначала отчетливый и ясный образ, с пусть и абстрактными, но поддающимися под человеческие ассоциации объектами (бабочка, цветы, корни). В стремлении увидеть взаимосвязь форм и текстур становится ясно, что эта взаимосвязь сложнее, чем кажется», — рассказала Лиза Фикус.
Интересно то, что в своих работах она не только поднимает тему подсознания, но и элементы клубной культуры. Но как ей удается соединить на первый взгляд совершенно противоположные идеи? Возьмем в пример инсталляцию «Искаженные образы», где был использован искусственный строительный материал — газоблок.
1 / 2
В 2021 году Лиза Фикус выступила куратором выставки в ночном клубе Ugly в Санкт-Петербурге. В выставке «Объекты материальной культуры» приняло участие работы 19 авторов. В том числе и самой Лизы. Для проекта Лиза создала инсталляцию из газоблоков, которые художница обработала дрелью и покрыла рисунками при помощи пастели.
— «Клуб находился на заброшенном заводе, и именно там мы взяли газоблоки (с соседней стройки) нужного размера, и именно там я работала над ними 2 дня по 6-8 часов. Это было похоже на транс, а еще было похоже на молитву или какой-то акт очищения, освобождения. Мне нравилось деформировать их, создавать сюжеты, будто я древний человек, чувствовать ладонью их текстуру…А благодаря моим подругам сет-дизайнершам мы оформили одну стену в рабице, на которой как раз разместились небольшого размера металлические пластины, я назвала их «Забудь», это и стало завершением цикла создания арт-объектов в рамках клуба на заброшенном заводе», — поделилась историей создания Лиза Фикус.
1 / 2
Так и появилась инсталляция «Искаженные образы». На выставке в «ладо» представлены 4 блока из 12. Полностью собранную композицию можно было увидеть на ярмарке Блазар в этом году. 
1 / 5
Лиза Фикус — одна из современных художников, которая не боится совмещать различные направления и течения в своем творчестве. Так, на персональной выставке «Осколки и преломление» в баре и бистро «ладо» вы сможете окунуться в воспоминания  художницы, познакомиться ближе с ее подсознанием и понять что такое клубная  культура.

Источник фотографий: Пресс-материалы, соцсети


Instyle

Телефон:
+7 (495) 974-22-60

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147