12 января 2023

Семь фильмов Гая Ричи, в которых костюмы играют не менее важную роль, чем сюжет

Сегодня в мировой прокат выходит новый фильм британского режиссера — Операция «Фортуна»: Искусство побеждать. Собрали семь картин Гая Ричи, в которых особая роль отдана костюмам

Ричи начинал с рекламных и музыкальных роликов, и это во многом определило его режиссерский стиль — нелинейный сюжет, клиповый монтаж, гротеск, яркие герои. Зачастую одежда в его фильмах рассказывает о характере персонажа раньше, чем прозвучит первая реплика, ведь на долгую экспозицию просто нет экранного времени. Художникам по костюмам приходилось нелегко, ведь у самого 54-летнего Ричи идеальное чувство стиля. 

«Карты, деньги, два ствола», 1998 год 

«Карты, деньги, два ствола», 1998 год фото № 1
«Карты, деньги, два ствола», 1998 год
Дебютная картина Гая Ричи, проспонсированная женой Стинга Труди Стайлер, мгновенно стала международным хитом. Действие этой криминальной комедии происходит в лондонском Ист-Энде, четверо друзей хотят поправить свое материальное положение в карточной игре, но попадают в беду — вместо ожидаемого выигрыша они становятся должниками серьезного бандита. После выхода «Карты, деньги, два ствола» образы героев стали объектами массовой культуры — все хотели носить «правильные костюмы» и кожаные плащи на манер Эдди, Тома, Мыла и Бекона. А придумала их гардероб Стефани Колли, которая до того работала с любителем классики Кеннетом Браной, и пижонская, но в то же время хулиганская эстетика молодого режиссера стала для Стефани бальзамом на душу. Впоследствии она использует свои наработки в «Черном зеркале», «Острых козырьках», «Хеллбое», а к сотрудничеству с Ричи вернется в 2021 году на «Гневе человеческом».

«Карты, деньги, два ствола», 1998 год фото № 2
«Карты, деньги, два ствола», 1998 год
«Шерлок Холмс», 2009 год 

«Шерлок Холмс», 2009 год фото № 3
«Шерлок Холмс», 2009 год
Это не экранизация рассказов Артура Конан Дойля, а весьма вольная фантазия на тему приключений Холмса и Ватсона. Викторианская эпоха здесь представлена в темных тонах и с легким оттенком стимпанка — шерстяные пальто, шляпы, жаккардовые расписные жилеты, ремни, часы, запонки... Одни идеально посаженные костюмы Ирен Адлер чего стоят — художница Дженни Беван провела колоссальную работу! Впрочем, ей не привыкать. За ее плечами этой талантливой дамочки такие сложнопостановочные картины, как «Разум и чувства», «Джейн Эйр», «Чай с Муссолини». «Черчиль», «Байрон», «Александр». К моменту работы над «Шерлоком» она уже получила премию «Оскар» за фильм «Комната с видом». Позже она получила еще две награды Киноакадемии — за «Безумный Макс: дорога ярости» в 2016 году и совсем недавно за «Круэллу». В замысел Беван Гай Ричи внес только одну существенную правку — он попросил заметить охотничью кепку, в которой принято изображать Шерлока Холмса, на побитую фетровую шляпу. Она, нужно признать, подошла Роберту Дауни гораздо больше. 

«Шерлок Холмс», 2009 год фото № 4
«Шерлок Холмс», 2009 год
«Агенты А.Н.К.Л.», 2015 год 

Семь фильмов Гая Ричи, в которых костюмы играют не менее важную роль, чем сюжет фото № 5
Комедийный боевик про то, как ЦРУ и КГБ вынуждены объединиться против международной преступной организации, которой удалось создать ядерную бомбу. Время действия — 1960-е, а это вполне конкретный стиль в одежде. Но художник по костюмам Джоанна Джонстон не стремилась к исторической точности — она перепридумала моду того времени, исходя из необходимости подчеркнуть контраст между героями их манерами одеваться. Впрочем, этот трюк она уже мастерски проделывала в таких фильмах, как «Кто подставил кролика Роджера», «Индиана Джонс и последний крестовый поход», «Смерть ей к лицу», «Форест Гамп», во второй и третьей частях «Назад в будущее». Зная весь послужной список госпожи Джонстон Гай Ричи озвучил только одно пожелание — сделать что-нибудь крутое и сексуальное. И она сделала. Завербованный ЦРУ Наполеон Соло выглядит как со страниц глянцевого журнала — безупречные приталенный костюмы, элегантные галстуки, платья шпионки  Габи Теллер — вдохновлены образами супермодели 1960-х Джин Шримптон, и это всегда яркое пятно в кадре, советский разведчик Илья Курякин гораздо приземленнее — замшевая куртка, темная водолазка, серые брюки и кепка, ну а глава преступной организации Виктория Винчигуэрра подчеркнуто носит черно-белые нарды. Что-то из костюмов было куплено в винтажных магазинах, что-то в дизайнерских бутиках, а мужские костюмы пошил глава известного в Лондоне портновского дома Тимоти Эверест. Впрочем, как и для боевиков вроде «Миссия невыполнима», «007: Координаты «Скайфолл»», «007: СПЕКТР». 

Семь фильмов Гая Ричи, в которых костюмы играют не менее важную роль, чем сюжет фото № 6
«Меч короля Артура», 2017 год 

«Меч короля Артура», 2017 год фото № 7
«Меч короля Артура», 2017 год
Фэнтези, основаное на легендах о самом знаменитом из кельтских героев и любимом персонаже рыцарских романов скроено уже по известным Гаю Ричи лекалам: модернистский взгляд на культовую историю, рок-н-ролл и масса экшена. Только в «Мече короля Артура» артистов под 300 человек, и перед художником по костюмам Энни Саймонс стояла первоочередная задача — визуально отделить главных героев от второстепенных. Поэтому у злодея Вортигерна полно кричащих деталей, он носит белый цвет, хорошо скроенную одежду и выглядит как босс мафии. У его антагонистов — костюмы благородных цветов, напоминающих о книжных переплетах. Например, Артур носит коричневые кожаные штаны и светлую куртку. Он, как просил Ричи, «чувак на стиле». Эту просьбу режиссера Энни Саймонс запомнила хорошо, поэтому все ее костюмы следуют не праве жизни, а внутренней логике сюжета и характеру героев. Для художника, обшившего такие сериалы, как «Шекспир на новый лад», «Большие надежды», «Демоны Да Винчи», «Дракула», такая задача оказалась по силам. Костюмы из «Меча короля Артура» меньше похожи на маскарадные и максимально приближены к молодежной моде.  

«Меч короля Артура», 2017 год фото № 8
«Меч короля Артура», 2017 год
«Аладдин», 2019 

«Аладдин», 2019 фото № 9
«Аладдин», 2019
Сказка про юного воришку, принцессу и Джина стала самым коммерчески успешным проектом Ричи. С точки зрения костюмов — это чистый карнавал. Ответственным за костюмы на нем был назначен Майкл Уилкинсон, начинавший с молодежных фильмов типа «Тинейджер года» и «Клубная мания», а позже перешедший на блокбастеры «300 спартанцев», «Хранители», «Сумерки», «Ной», «Лига справедливости». Не удивительно, что в его работе прослеживаются не только восточные мотивы, но и элементы современной моды, диджитал арта и даже видеоигр. Уилкинсон создал собственный мир сказочной Аграбы, в котором нет места обнаженному телу (даже у Алладина), зато все выглядят словно со страниц глянцевого журнала. У принцессы Жасмин, например, гардероб из 10 костюмов, а Джин постоянно придумывает себе огромные тюрбаны. Общий стиль картины — сложные сочетания ярких цветов и только у злодея Джафара черный костюм с золотыми и красными деталями. Работы для Уилкинсона на этом проекте было так много, что для него она началась чуть ли не за два года до того, как артисты вышли на площадку.  

«Аладдин», 2019 фото № 10
«Аладдин», 2019
«Джентльмены», 2019 год 

«Джентльмены», 2019 год фото № 11
«Джентльмены», 2019 год
Гаю Ричи так понравилось работать с Майклом Уилкинсоном в «Алладине», что он тут же предложил ему кардинально другую работу — одеть многочисленных персонажей «Джентльменов», фильма, который должен был символизировать возвращение режиссера к своим корням, а именно — к криминальной комедии. Ее сюжет закручивается вокруг наркобарона, который принимает решение уйти на покой и продать свой бизнес. Но не тут-то было — слишком много интересантов у этого дела. И все они, как на подбор яркие и почти карикатурные. Источником вдохновения для Уилкинсона послужили первые работы Ричи «Карты, деньги, два ствола» и «Большой куш». Костюмы шили, искали на барахолках, в текущих и архивных коллекциях модных Домов. Для наркобарона Микки Пирсона рекрутировали мастеров небольшого ателье в Манчестере, специализирующегося на английской классике. Для его правой руки Рея — приготовили коктейль из классики и кэжуала. Журналист Флетчер одет как стереотипный кинорежиссер из 1970-х: водолазка, кожаный пиджак, джинсы, темные очки. А вот для тренера был придуман микс из спортивных силуэтов и традиционных костюмных тканей английского производства. 

«Джентльмены», 2019 год фото № 12
«Джентльмены», 2019 год
Операция «Фортуна»: Искусство побеждать, 2023 

Операция «Фортуна»: Искусство побеждать, 2023 фото № 13
Операция «Фортуна»: Искусство побеждать, 2023
На фоне предыдущих художников по костюмам Тина Каливас, работавшая над новым фильмом Ричи, кажется дебютанткой. Из крупных проектов на ее счету только боевик «Курьер» и сериал «Человек, который упал на Землю». Но, похоже, режиссер при работе над очередной шпионской комедией был готов использовать свежую кровь. Тем более, что все остальное — в лучших, как говорится традициях. Элитный разведчик Орсон Фрчун получает задание остановить продажу смертельного оружия злодеем-миллионером, для этого его объединяют с лучшими в мире спецагентами, а также со знаменитым голливудским актером (для абсурдности). И вот вся эта компашка должна выглядеть стильно, ярко и местами вызывающе. Тина Каливас оторвалась по-полной: сексуальные платья для женщин, подчеркивающие брутальность костюмы мужчин, традиционные сдержанные английские цвета, клетка и расстегнутые до третьей пуговицы рубашки. Просто антология того, что мы любим в шпионских боевиках. Но Тина Каливас не была бы талантливым художником, если бы не пропустила пропустила все эти приметы жанра через призму присущего Гаю Ричи юмора. 


Операция «Фортуна»: Искусство побеждать, 2023 фото № 14
Операция «Фортуна»: Искусство побеждать, 2023

Источник фотографий: Кадры из фильмов


Instyle

Телефон:
+7 (495) 974-22-60

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147