28 сентября 2001 | Мария Ушакова

Как устроен Фонд поддержки и развития современного искусства MaxArt: интервью с художницей Серафимой Сажиной

Фонд поддержки и развития современного искусства MaxArt отмечает первый день рождения. Только год назад он заявил о своем открытии подземной выставкой, а сейчас уже выделяет гранты и во второй раз открывает двери собственной арт-резиденции для молодых художников. U magazine встретился с командой фонда и его резидентами, чтобы зарядиться творческой энергией и чуть заглянуть в будущее


Полина Шкапина, Полина Могилина, Евгения Воронова, Егор Корягин и Серафима Сажина фото № 1
Полина Шкапина, Полина Могилина, Евгения Воронова, Егор Корягин и Серафима Сажина
На Полине Шкапиной: жакет и брюки, Othere; кольцо, Prosto Jewlry. На Полине Могилиной: тренч, Dior; туфли, Ekonika; серьги, Prosto Jewlry. На Евгении Вороновой: рубашка, Sportmax; юбка, Sans Merci; босоножки, Premiata; чокер, Prosto Jewlry. На Егоре Корягине: рубашка, галстук, все — Viva Vox; брюки, 12 Storeez; кеды, Baldinini. На Серафиме Сажиной: топ, юбка, все — Linen Sky 
Май 2021-го. Москва, метро «Новокузнецкая». На глубине 43 метров, в музее современной фортификации «Бункер 703», расположились картины и инсталляции тридцати современных художников. Это Hidden Places, одна из крупнейших на сегодняшний день российских site-specific-выставок. Такой формат подразумевает тесное взаимодействие автора с контекстом и создание работ, призванных существовать в каком-то определенном месте. Именно на предметноориентированном искусстве собираются делать акцент основатели нового Фонда MaxArt предприниматель Максим Агаджанов, художница Евгения Воронова и куратор Полина Могилина. Hidden Places — их первый проект.
Май 2022-го. Санкт-Петербург, Литейный проспект. Бывший княжеский особняк XIX века, с помощью картин и видеоарта погрузившийся в полуфантастическую тревожную атмосферу. Здесь проходит вторая выставка фонда — «Монстры под кроватью», — про трансформацию детских страхов и травм. MaxArt — уже узнаваемый бренд и серьезная культурная институция, заявившая о себе на Коми-биеннале и ярмарке современного искусства blazar. Ее цель, помимо организации site-specific-проектов, — поддержка начинающих художников и предоставление им площадки для развития. Одним из главных достижений фонда его основатели считают открытие художественных резиденций, где авторы могут сконцентрироваться на реализации своих проектов, расширить кругозор и выстроить нетворкинг в арт-сообществе. Попасть в резиденцию могут только пять человек: их отбирает приглашенное жюри. Каждому участнику фонд выделяет стипендию, обеспечивает питание и организует рабочее место в мастерских. Работа длится пять месяцев, после чего по одному произведению от каждого резидента отправляется в коллекцию MaxArt, а сами художники получают возможность продемонстрировать свои проекты коллекционерам, кураторам и друзьям фонда. Первая резиденция — rhIZOme — открылась в декабре. Сейчас там работает уже второй набор участников, и трое из них — Серафима Сажина, Егор Корягин и Полина Шкапина — вместе со своими наставниками делятся с нами размышлениями о будущих проектах и современном искусстве. 

Серафима Сажина фото № 2
Серафима Сажина
Серафима Сажина

Бывшая ученица колледжа МГХПА имени Строганова и частной студии Practicum в Санкт-Петербурге

«Ловец ветра», 2022. Серафима Сажина фото № 3
«Ловец ветра», 2022. Серафима Сажина
О проекте


«Мой проект “Февральские” посвящен снам, которые снились людям в период с 1 по 28 февраля. Я опросила около 30 людей и поняла, что их сновидения можно разбить на три категории: предчувствующие что-то, тревожные; исследующие травму, погружающие в нее; а также более позитивные, ресурсные сны, после которых появляется надежда на лучшее. Сновидения — неотъемлемая часть нашей жизни, в которой психика пытается справиться с трудными ситуациями. Создав такой дневник живописных снов, фиксирующих определенный период, мы сможем в будущем осмыслить происходящее в мире с помощью общечеловеческих переживаний, коллективного бессознательного».

«Подглядывающий», ассамбляж, 2021. Серафима Сажина фото № 4
«Подглядывающий», ассамбляж, 2021. Серафима Сажина
О современном искусстве


«Все то время, пока я занимаюсь искусством, пытаюсь ответить себе на вопрос: “А то, что я делаю, это современно или нет?” Я нахожусь внутри этого процесса, поэтому четкий ответ дать не могу. Лучше спросите искусствоведов и кураторов».

«Одно», бумага, акварель, 2021. Серафима Сажина фото № 5
«Одно», бумага, акварель, 2021. Серафима Сажина
О темах работ


«Я исследую идею личной мифологии, фантастических сюжетов. Думаю, это пошло из детства, когда я, младшая из трех сестер, оставалась дома одна и должна была себя как-то развлекать. Я придумывала себе воображаемых друзей, создавала для них истории, очень долго верила в сказочных существ. Даже сейчас, когда я приезжаю к своим маленьким племянницам, мы идем на реку кормить русалок и лесных духов. Есть в этом что-то ритуальное, что невозможно рационализировать — только почувствовать, и мне это очень близко».

«Зверь», ассамбляж, 2021. Серафима Сажина фото № 6
«Зверь», ассамбляж, 2021. Серафима Сажина
О творческих ориентирах


«Это художники, работающие с темами времени, смерти, архетипов. Например, Кристиан Болтански, Тейчин Сье, Билл Виола». 



Источник фотографий: Пресс-материалы


Instyle

Телефон:
+7 (495) 974-22-60

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147