В Образовательном центре MMOMA на Ермолаевском до 16 ноября можно увидеть выставку «Еще раз об абстрактном» — первую в истории музея, целиком посвященную абстракции. Экспозиция занимает два этажа и знакомит зрителей с двумя ее главными направлениями: строгой геометрией и свободной живописной экспрессией. Многие работы показываются публике впервые. Куратор выставки Владимир Прохоров специально для U MAGAZINE подготовил эксклюзивный гид и поделиться своими впечатлениями о самых ярких и запоминающихся работах экспозиции
Владимир Прохоров, куратор выставкиВыставка «Еще раз об абстрактном» построена на диалектике двух пространств — двух залов. Зал четвертого этажа Образовательного центра ММОМА аккумулирует произведения структурно-геометрического характера. Строгой выборки по направлению нет — абстрактный метод трактуется широко, в том числе в работах вполне предметного содержания.
Разумеется, первое, что бросается в глаза, — большая видеоинсталляция Кирилла Преображенского и Антона Смирнского, представляющая собой зеркальный куб с проекцией фильма. Это своего рода «двигатель» всей выставки. Авторы этой работы вдохновлялись творчеством режиссера Эдварда Вуда, чей видеоряд и высвечивается на поверхности куба. Но магия музейного пространства такова, что авторские идеи, находясь в контексте экспозиции, могут трансформироваться. Так получилось и здесь — фильм отошел на второй план, а главным стал большой куб как объект. Он напоминает одновременно пресловутый «кубик Рубика» и дискотечный зеркальный шар. Здесь он важен в роли ритмообразующего «механизма», работающего на общее пространство.
Кирилл Преображенский, Антон Смирнский. «Plan 9». 2002. ВидеоинсталляцияНекоторой гигантомании этого куба противопоставлена группа небольших произведений Натальи Пархоменко. Ее геометрия связана с идеями космизма в его мистическо-философском понимании. Пархоменко начинала как художник кино, занималась раскадровками к знаменитому «Андрею Рублеву» Тарковского и изначально сильно тяготела к духовному «ренессансу» поздних 1960-х. Искания привели художницу к буддизму, и последние годы жизни она провела в Бурятии, которую осознавала как место силы. Ее небольшие холсты — это своеобразные «карты» незримых небес с многозначительными и красивыми названиями.
Наталья Пархоменко. «Предельный путь. Центр мироздания» (1987), «Зеркало вечности» (1980-е), «Сущность рожденного мира» (1983), «Стремительное движение по мирозданию» (1974)Художник Леонид Борисов, работы которого можно увидеть чуть поодаль, является представителем ленинградской школы абстракции. В его творческом наследии были и вполне фигуративные произведения, однако выразительная геометрия Борисова наиболее сильна. Крупные формы его объектов напоминают опыты первых лет авангарда — романтику первопроходцев новых идей в искусстве. Свой полихромный «триптих» художник наискось стягивает большой металлической деталью, в своей гениальной простоте напоминающей элемент детского конструктора. Автор, возможно, намекает нам на то, что творец в непосредственности своего видения может побыть немного большим ребенком.
Леонид Борисов. «Без названия». 1986Совсем другой характер произведения мы видим у Игоря Макаревича — представителя концептуальной школы. Это хороший пример эстетики постмодерна. Оперируя вполне предметным набором образов, художник рассказывает о беспредметном искусстве. Точная копия — причем со всех сторон — «Квадрата» Казимира Малевича помещена в обрамление деревянной «избушки». Типичный пример постмодернистской иронии, которая снижает пафос вокруг хрестоматийного произведения авангардиста: «Черный квадрат» становится у Макаревича частью русского фольклора.
Игорь Макаревич. «Избушка Малевича». 2004Этажом ниже разворачивается новая история. Здесь, в отличие от экспозиции верхнего зала, собраны работы, тяготеющие к стихийной организации абстрактной формы — это красочное пятно, свободная линия и смелое владение пространством. Но, конечно, больше внимания — чистой живописи, поэтому первое, что встречает здесь зрителя, — полотно Алены Кирцовой «Давид IIa». Мощная, как и подобает такому названию, героическая «фигура» глубокого темно-синего цвета переливается градациями оттенков — все это благодаря тонкой масляной живописи, напластованию слоев краски и лессировкам.
Алена Кирцова. «Давид IIa». 1988Конечно, одно из важных мест экспозиции — работы Юрия Злотникова из программной серии «сигналов». Система, разработанная им, исследовала влияние живописи на зрительное восприятие человека. В зале полотно и графические листы Злотникова зарифмованы с видеоинсталляцией Коки Рамишвили, который языком новых медиа говорит о механизмах воздействия цветового спектра.
Юрий Злотников. Из серии «Сигнальная система». 1950-еКока Рамишвили. «Сигнал». 1994Выставка «Еще раз об абстрактном» формирует единое пространство, где экспонаты подобраны не методом «перечисления» в зале, а как амбиентная среда. Думается, этот «атмосферный» импульс или, как сейчас говорят, «вайб», поможет зрителю — как и заявлено в самом названии, — «еще раз» обратиться к абстрактному искусству уже вне зала и без субъективных кураторских подсказок.
Информационным партнером проекта выступает журнал U MAGAZINE.
Источник фотографий: Пресс-служба Московского музея современного искусства