5 октября

5 советов мастера: современные художники делятся воспоминаниями об учителях

В искусстве отношения художника-мастера и подмастерья, который только готовится покорять мир, всегда были особенными. Детей отдавали учиться совсем юными, часто для них это означало разрыв с семьей и полное посвящение себя искусству. В современности, конечно, все иначе: мастерству художника учат в школах, учреждениях дополнительного образования и университетах, но отношения учителя и ученика в сфере искусства были и остаются священными. Ко Дню учителя мы поговорили с молодыми современными художниками — участниками резиденции фонда современного искусства MaxArt в Перми — об их учителях и попросили поделиться самыми ценными советами, которые дал им наставник

Сабина Байсарова и Милана Батиева: быть в контакте с собой, больше читать, дружить с другими креаторами

Сабина Байсарова и Милана Батиева фото № 1
Сабина Байсарова и Милана Батиева
Сабина и Милана — художественный дуэт. В качестве соавторов художницы приняли участие в нескольких проектах в России и за границей, в том числе в международном фестивале современного искусства «Аланика». 

Наставники: Арсений Сергеев, Хаим Сокол, Диана Мачулина

Мы вместе учились на курсе по современному искусству в Школе дизайна Вышки. За это время у нас сменилось несколько кураторов, каждый из которых оказал влияние на наше становление как художников. Арсений Сергеев рассказал нам о механизмах работы искусства, привил системное мышление. Он научил нас оставаться в контакте с собой и объективно оценивать свои возможности и работы.

Сабина Байсарова, «Дом» фото № 2
Сабина Байсарова, «Дом»
Потом к нам пришел Хаим Сокол, который, пожалуй, оказал на нас наибольшее влияние как в визуальном, так и в тематическом плане. В процессе обучения под его руководством мы много думали, читали, рождали идеи, темы, и обсуждали их.
Милана Батиева, «когда шрам становится раной» фото № 3
Милана Батиева, «когда шрам становится раной»
После Хаима мы пришли к Диане Мачулиной, уже уверенные, что хотим быть художниками, а не кураторами. Она обучала нас в непростой период — возникали трудности с площадками и кураторами, и в целом темы стали более ограниченными, но Диана всегда умела предвидеть проблемы и находить решения. В вопросах организации и поддержки ее помощь оказалась неоценимой. Диана научила нас быть одной командой: благодаря этому и сформировался наш творческий дуэт. 

Наталия Федорова: чаще смотреть по сторонам 

Наталия Федорова фото № 4
Наталия Федорова
Наталия — художница, участница выставок “Мастерская 20’23” в ММОМА и “Открыть. Закрыть. Повторить” в ЦТИ “Фабрика”, Москва. Ее основные темы как автора — взаимопроникновение материальной человеческой культуры и подавляемого природного начала. 

Наставник: Алексей Корси

Мое становление как художника во многом связано с влиянием преподавателя Алексея Корси — я посещала его курс по работе с объектами. До этого моё творчество было сосредоточено преимущественно на внутренних переживаниях и самоанализе. Под руководством Корси я смогла перенести свое внимание на окружающий мир, начать более внимательно наблюдать за реальностью, выхватывать из нее яркие образы и углубляться в их осмысление.

Наталия Федорова, из серии «Исключенное» фото № 5
Наталия Федорова, из серии «Исключенное»
Кроме того, обучение у него значительно улучшило мои технические навыки. Я научилась создавать продуманные и качественные работы, экспериментируя с различными материалами и техниками. Самый ценный совет, который дал мне Алексей — создавать работы так, чтобы их форма сама говорила о содержании, без необходимости в дополнительных пояснениях.

Алеша: находить чудеса в мелочах 

Алеша фото № 6
Алеша
Алеша — участник 8 выставок, лауреат Third place art fair в Санкт-Петербурге. 

Наставник: дедушка

Самым важным учителем в моей жизни был мой дед. Мы проводили вместе почти все детство: катались на велосипедах, ходили на рыбалку, зимой, после катания на санках, пили чай в гараже, слушали радио в его стареньком УАЗике, покупали теплый хлеб в пекарне. Одной из наших любимых традиций было «пойти побродить» — это означало просто выйти на улицу без конкретного плана. Мы просто шли и замечали вокруг интересное.

Алеша, "кусок старой деревянной двери" фото № 7
Алеша, "кусок старой деревянной двери"
Дед научил меня многому, в том числе — что значит “быть настоящим человеком”. Он часто повторял простые, но мудрые фразы: «твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого» и «важно быть, а не казаться». Он показал мне, как важно уважать других людей, брать на себя ответственность за свои поступки. Несмотря на разницу в возрасте, он всегда подчеркивал наше равенство, говоря: «взрослых не существует, есть только большие дети»

Эти уроки настолько глубоко укоренились во мне, что стали основой не только моей жизни, но и моей художественной деятельности. Выделить какой-то один самый ценный совет трудно, но на ум приходит фраза одного из друзей моего деда: «чудес не бывает». Раньше эта фраза казалась мне слишком рациональной, но теперь я понимаю, как точно она передает идею чуда, скрытого в повседневных мелочах.

Источник фотографий: Пресс-материалы


Instyle

Телефон:
+7 (495) 974-22-60

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147