11 августа 2022 | Анна Волкова , Мария Ушакова
Светлана Устинова — о своем режиссерском дебюте «Время года зима», очень личной истории об отношениях взрослой дочери с матерью
Вчера, 10 августа, в Выборге состоялась церемония закрытия 30-го фестиваля игровых, документальных и анимационных фильмов «Окно в Европу». Фильмом закрытия стал режиссерский дебют Светланы Устиновой — «Время года зима». Еще во время работы над фильмом U magazine поговорил со Светланой о недавно вышедшем сериале «Домашнее поле», а также о гендерном равенстве в мире кино, работе над полным метром по другую сторону камеры и том, какую серьезную проблему поднимает картина «Время года зима»
Бра Jacquemus (ЦУМ); кольцо, браслет, все — Classic, золото, жемчуг, бриллианты, Mercury
В ее фильмографии (а это более пятидесяти актерских работ!) чаще всего встречаются драмы и детективные триллеры, поэтому я признаюсь, что появление в этом списке сериала о футболе выглядит несколько неожиданным. «На самом деле спорт всегда был важной частью моей жизни, — рассказывает Устинова. — Кого из меня только не хотели сделать в детстве: и пловчиху, и бегунью. Своей профессией я это не выбрала, но спортивный азарт во мне остался и трансформировался в постоянное соревнование с самой собой». Она признается, что любит ставить цели и работать на преодоление собственных возможностей. Что-то вроде личной олимпиады: чем больше препятствий, тем интереснее. Одним из таких «испытаний» стало как раз «Домашнее поле» — пилотную серию команда сняла еще до пандемии, а завершила проект лишь спустя два года и с изменившимся составом. Сериал рассказывает о провинциальном футбольном клубе, тренером которого внезапно назначают женщину из Москвы.
Платье Alexander McQueen; туфли Balenciaga; очки Saint Laurent by Anthony Vaccarello, все — ЦУМ; колье La Strada, золото, бриллианты, Chopard
С подобной задачей, правда не на экране, а в жизни, Светлане пришлось столкнуться три года назад, когда она решила попробовать себя в режиссуре. Ее первым фильмом стала короткометражная лента «Маруся», которую Устинова представила в рамках благотворительного аукциона Action! «Я тогда впервые поняла, что значит глобальная ответственность, — говорит актриса. — Потому что режиссер — это капитан корабля, который должен быть стойким и продолжать процесс, даже когда все вокруг рассыпается».
Платье Tom Ford (ЦУМ); колье La Strada, золото, бриллианты, Chopard
Следующей режиссерской работой и дебютом в полном метре стал фильм «Время года зима» — психологическая драма с Юлией Снигирь и Евгенией Добровольской. Светлана рассказывает о том, как изменилось ее отношение к роли режиссера по окончании работы над проектом: «Теперь для меня любой режиссер, который снял фильм, — настоящий герой. Самое сложное и важное — найти свой киноязык, как рассказать ту или иную сцену посредством движущейся картинки. Приходилось всему учиться на этапе подготовки моего дебюта "Время года зима" к съемочному процессу и во время самих съемок. Ты видишь сцену у себя в голове, а следом ее необходимо разложить на составляющие, здесь всегда приходил на помощь оператор Саша Симонов. Мы выбрали лаконичный стиль повествования, так как бюджет и съемочное время были ограничены. И в этом я ему очень благодарна. Муки творчества особенно душат, когда не знаешь и не видишь эту картинку в своей голове, а Саша настаивал: "Света, думай, это твое кино". А время уже поджимает, и ты оказываешься в ситуации цейтнота. Второго дубля или следующего спектакля, в котором можно подправить и допридумать сцену, линию поведения героя, не будет. Моя художественная руководитель — Наташа Меркулова, с которой мы обсуждали сценарий, — дала среди прочих ценных советов еще один: делай сценарий суше, чтобы было время на жизнь актера в кадре. И если что-то происходит не так, как ты придумал заранее, уловить этот момент и дать ему произойти, это может привести к удивительному результату в сцене, обогатить ее и саму историю в целом. Эти моменты ответственности за принятие всех решений — самое сложное, ведь ты отвечаешь за каждый гвоздь в кадре, за случившуюся и не случившуюся сцену, за доверие артистов и всей съемочной группы».
В центре сюжета — сложные взаимоотношения матери и дочери, которые спустя годы конфликтов возрождаются из-за настигнувшей мать болезни Альцгеймера. «Этот фильм возник во многом из личной истории, — рассказывает Устинова. — Когда заболел мой близкий человек, я совсем ничего не знала про эту болезнь: как определить симптомы, к какому врачу обращаться. У нас совершенно не освещалась эта тема. Мне тогда очень помог фильм "Все еще Элис" — благодаря ему я поняла, как действовать дальше. Именно поэтому мне так важно, чтобы моя картина дошла до зрителя и тоже стала для кого-то руководством к действию и, возможно, утешением». На аккуратный вопрос, какими были ее отношения с матерью, Светлана искренне отвечает: «Когда мне было семнадцать, мы с родителями приехали в Москву, и, поступив в институт, я тут же нашла подругу, с которой стала снимать квартиру. Мне хотелось самостоятельности, несмотря на то что мама также основное время проводила в Москве. Но я редко приезжала, к моему сожалению, у нас не было близких отношений. В старшем возрасте мне хотелось разобраться в этом, почему я избегала близости, ведь мама всегда была заботливой, я не могу вспомнить ничего вопиюще отрицательного в детстве или тинейджерстве, но привязанности не было. Наверное, это был юношеский максимализм, желание доказать, что ты можешь все сам, без посторонней помощи.
Платье Saint Laurent by Anthony Vaccarello (ЦУМ); брюки Free Age; туфли Vetements (ЦУМ); колье, браслет, все — золото, бриллианты; колье, золото, жемчуг; браслет, золото, жемчуг, бриллианты, все — Mercury
Бомбер DIEGO M; платье Vetements (ЦУМ); туфли Geox; очки Balenciaga (ЦУМ); серьги Classic, золото, бриллианты, Mercury
Интересуюсь у Светланы, приходилось ли ей, как героине «Домашнего поля», сталкиваться с гендерными стереотипами на площадке, но она удивленно качает головой: «Нет, никогда. Я встречалась только с поддержкой и верой; никаких предубеждений и даже никакой скидки». По мнению Устиновой, профессионализм и талант не имеют пола: «Ты либо горишь своей работой, либо нет». Еще один секрет, на ее взгляд, — не бояться признавать ошибки и просить совета. «В процессе работы над "Время года зима" я не раз подходила к своим коллегам и говорила: "Я дебютант, буду задавать глупые вопросы, не ругайтесь, а помогите мне". И все помогали», — улыбается актриса.
Топ Saint Laurent by Anthony Vaccarello; юбка Valentino, все — ЦУМ; кольцо Angelika, золото, бриллианты, David Yurman; серьги Classic, золото, бриллианты, Mercury
Кроме коллег по съемочной площадке Светлана обращалась за помощью к специалистам по работе с пациентами с деменцией и болезнью Альцгеймера: «В работе над фильмом очень помогала мамина лечащая врач, Марина Викторовна Челяпина. Она надиктовывала свои мысли, наблюдения за длительный период работы с пациентами с болезнью Альцгеймера, — рассказывает Устинова. — Например, что человек как будто находится в бункере и там встречается с самим собой, а это страшное испытание. Мы ходили к ней с Женей Добровольской (исполнительницей одной из главных ролей в фильме "Время года зима" — прим. U), общались на тему основных триггерных моментов поведения. Развивать сюжетную линию согласно психологическим поведенческим паттернам помогала психолог Наталья Каплоухая, она также работала над второй частью сериала "Триггер". Мы были с оператором в клинике Кащенко, чтобы понять, как визуально выглядит психиатрическая лечебница. Там работают удивительные люди, впечатляющие своей гуманностью и преданностью человеческой душе».
Топ The Attico; шорты Jacquemus; мюли Alexander Wang, все — ЦУМ; серьги Move Romane, золото, бриллианты, Messika
На финальной стадии работы над фильмом Светлана делилась: «Очень важно перед выпуском картины проверить, нет ли каких-нибудь нестыковок, потому что даже малейший брак по звуку выбивает зрителя из повествования и портит общее впечатление». Внимание к деталям и к другому человеку, будь то зритель, журналист («Всегда стараюсь говорить лаконичнее, чтобы вам потом не приходилось из моей речи вырезать снежинки») или коллега, — еще одно ее качество, которое встречается в последнее время так редко и видеть которое поэтому так радостно. «Я думаю, сейчас особенно важно говорить о любви, — рассуждает Устинова. — К себе, к семье, к соседу, к планете. Любовь, благодарность и теория малых дел — моя поддержка и мои точки роста. Хочется пока думать только про них и с их помощью строить мир вокруг себя».
Платье Saint Laurent by Anthony Vaccarello (ЦУМ); колье, браслет, все — золото, бриллианты; колье, золото, жемчуг; браслет, золото, жемчуг, бриллианты, все — Mercury
стиль: Evgenia Avaisova;
арт-директор: Денис Ковалев;
фешен-директор: Марина Кобрина;
макияж: Юлия Точилова;
прическа: Марина Рой;
продюсер: Ольга Закатова;
ассистенты фотографа: Василий Патарков / @ kometa_rent, Дмитрий Баженов;
ассистенты стилиста: Мария Осадчая, Елизавета Мальчикова, Даник Каракулин;
ассистент продюсера: Елизавета Кондакова.
Благодарим апарт-комплекс «Красная стрела», лофт- пространство Grey Green Event Hall, шоурум Manner&Matter и Surf Coffee × Flat за помощь в организации и проведении съемки.
Читайте также:
Как в сказке: актрисы в платьях принцесс
Читайте также:
Бьюти-секреты актрисы Аманды Сейфрид
Читайте также:
Сияющий макияж актрисы Лукерьи Ильяшенко
Источник фотографий: Maria Mikheeva