7 апреля 2020

По следам будущего: выставка Джонатана Монагана, которую можно посетить онлайн

Первая персональная выставка американского художника Джонатана Монагана в России открылась в питерской галерее Anna Nova при поддержке нью-йоркской галереи bitforms gallery накануне закрытия границ страны из-за коронавируса. Теперь совершить по ней экскурсию и увидеть напечатанные на 3D-принтере скульптуры, видеоинсталляции, компьютерную анимацию можно и в режиме #остаемсядома — просто перейдите по ссылке. Джонатан успел прилететь на вернисаж и записать видео, но интервью с ним коллекционер и соосновательница Popov Foundation и Why Not Agency Евгения Попова провела уже в дистанционном режиме.

Джонатан, название выставки «След, оставленный будущим» и поднятая в ваших работах тема стирания границ между природным и искусственным звучат очень актуально в контексте перехода всего мира в режим онлайн из-за карантина. Но если абстрагироваться от эпидемии, на ваш взгляд, может ли современное искусство предугадывать будущее?

Думаю, что любой современный художник, вне зависимости от направления, в котором он работает и какие медиа использует, исследует и описывает мир вокруг себя. Я для этого погружаюсь в мир цифровых технологий и соединяю его с элементами западной айдентики и культуры. Это помогает буквально «разложить по полочкам» текущую ситуацию в рамках исторического контекста и тем самым заглянуть в будущее. Возможно, это и есть предугадывание.


onathan Monaghan Starship Baroque I, 2019

В «Прямиком из бездны» (видео, интерпретирующее библейские сюжеты об Апокалипсисе, показанное в рамках выставки. — Прим. InStyle) вы демонстрируете переосмысленные образы всадников, называя их «тварями нашего времени». У них есть камеры наблюдения, снаряжение для подавления бунтов, но в руках они несут пакеты с покупками из супермаркета органической еды и коврики для йоги. Как вы думаете, могли бы эти «твари» стать положительными героями?

В своих работах я предлагаю версию неопределенного будущего, и эта интерпретация «завтрашнего дня» наиболее ярко выражена именно в «Прямиком из бездны». Герои библейского сюжета буквально «перерисованы» с учетом новой реальности, с элементами шуток и даже стеба. Я люблю юмор и думаю, что в конечном итоге он может помочь всем нам, а значит, и герои, созданные с юмором, могут быть положительными.

Jonathan Monaghan, Out of the Abyss, Video (screenshot), 2018
Jonathan Monaghan, Out of the Abyss, Video (screenshot), 2018
Jonathan Monaghan, Out of the Abyss, Video (screenshot), 2018

Ваши герои внешне всегда безупречные и даже соблазнительные, недаром их сравнивают с рекламными персонажами, а еще вы работаете с дизайнерскими тканями. Это ваш осознанный ход, интуиция или случайность?

Интересный вопрос, дайте немного подумать… Да, в моих работах присутствует «ощущение» мягких тканей и поверхностей, которых физически хочется коснуться, но при всем желании сделать это вы не сможете, так как перед вами виртуальный объект. Так арт-объект притягивает вас своей текстурой и яркими цветами, но при ближайшем рассмотрении может казаться неоднозначным и даже пугающим. Для меня это подобно и нашим отношениям с цифровыми технологиями: они нас и притягивают, и отталкивают одновременно.


А расскажите пожалуйста, как вы пришли именно к такому виду искусства?

Вы удивитесь, но изначально я видел себя исключительно как традиционного поп-арт-художника, который мог бы работать в стиле Энди Уорхола. Я использовал логотипы, определенные цвета и коммерческую символику, но неожиданно моя карьера пошла совсем в другое русло, как только я освоил компьютерную графику и анимацию.


Jonathan Monaghan, Alien Sofa I, 2019


Какой из ваших проектов у вас самый любимый?

Мой «animation Disco Beast» (проект 2016 года. — Прим. In Style) — история о психоделическом единороге, блуждающем по заброшенным коммерческим площадкам, в торговых центрах и кофейнях. Эта работа, с одной стороны, отсылает к средневековой иконографии, ведь на иконах нередко можно наблюдать присутствие мифического существа, с другой — олицетворяет поп-культуру с ее современными технологиями и консьюмеризмом.


Что вы думаете о России и Петербурге? Чувствуете здесь такое же влияние технологий на жизнь людей, как в Ньй-Йорке?

Россия для меня совершенно особенное место. В прошлом году я был удостоен чести показать один из моих проектов в Эрмитаже, и я был просто поражен архитектурой этого музея. Неожиданно я разглядел параллель между барочной роскошью и современными технологиями сегодня.


Jonathan Monaghan, Imperial Genitals, 2014


Какое послание вам хотелось бы передать будущим поколениям?

Мы живем в век постоянно меняющихся технологий, и зачастую людям довольно сложно за ними угнаться. Стирая грань между естественным и искусственным, внедряя все больше систем слежения и культуры «больших брендов», мы неуклонно приближаем кризис всей системы. Что привело нас к этой ситуации, как ее предотвратить и надо ли? Этот вопрос-размышление может быть смело адресован как нашему, так и последующим поколениям.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Тренды
«Русский провинциальный колорит умер, и его больше не существует» — интервью с дизайнером Ромой Уваровым

Тренды
«Единственное, что у всех осталось, — это онлайн», — как изменится наша жизнь после коронавируса, по мнению инфлюенсеров

Тренды
«Открыть свой бренд одежды можно с минимальными вложениями» — интервью с основательницей бренда Shi-Shi Юлией Шинкаревой

Тренды
«С самого начала мы просто делали то, что любим, и в итоге у нас все получилось» — интервью с основательницей бренда Volchek Катериной Волчек

Тренды
«По воскресеньям я все еще работаю во флагманском бутике на Альбемарль-стрит в Лондоне», — интервью с дизайнером Полом Смитом

Тренды
«Мы чувствовали себя серферами, которым нужно быть смелыми и рисковать»: интервью с основательницами бренда 2Mood