24 мая 2019
Венецианская биеннале 2019: выставки, которые нельзя пропустить
Рассказываем, куда сходить во время проведения главного мирового арт-смотра, чтобы увидеть самые обсуждаемые, дорогие, провокационные, загадочные и интеллектуальные работы современных художников, если вы планируете посетить Венецию до 24 ноября.
«May you live in interesting times» («Чтоб ты жил в эпоху перемен». — Прим. InStyle), — объявил тему 58-й Венецианской биеннале ее куратор, директор влиятельной лондонской галереи современного искусства Hayward Ральф Ругофф. Чтобы изучить арт-послание в этом году, сооснователь Why Not Agency и коллекционер современного искусства Евгения Попова предлагает надеть удобную обувь и приготовиться к длительным пешим прогулкам во имя искусства. В ее гиде — 10 обязательных пунктов венецианской программы, а также один ресторан, где приятно вести диалоги об искусстве с единомышленниками.
Сады Джардини (Giardini Veneziani) и Арсенал (Arsenale di Venezia)
Парк, разбитый по приказу Наполеона Бонапарта, и бывший кораблестроительный завод — он же символ производственной мощи Венеции — более столетия являются главными площадками Венецианской биеннале. Первые выставки проводились в Джардини в павильоне, который сейчас является центральным, впоследствии странам-участницам было предложено выстроить собственные — на сегодняшний день их здесь 29. Арсенал же, как площадку, присоединили позднее, в рамках открытия первой Международной архитектурной биеннале — так в старинном здании конца XVI века, спроектированном Антонио де Понте, появились павильоны 23 стран, в том числе и самой Италии.
В этом году к постоянным участникам добавились Алжир, Гана, Мадагаскар, Малайзия и Пакистан, а Доминиканская Республика, бывшая ранее одним из экспонентов павильона Латинской Америки, впервые представила самостоятельный проект. Однако особенно примечательны в этом году французский, американский, бельгийский, израильский, японский и литовский павильоны. Последний, к слову, получил главного «Золотого льва» за экологическую оперу-перформанс «Солнце и море» (до 31 октября), посвященную проблеме глобального потепления. Более 20 оперных певцов изображают отдыхающих на пляже (в павильон привезли 35 тонн песка) людей, которые жалуются не только на свои проблемы, но и на изменения в окружающей среде.
Российский павильон
В этом году его впервые курирует не конкретное лицо, а институция — Государственный Эрмитаж. Верхний этаж отдан кинорежиссеру Александру Сокурову и его пронзительному диалогу с Рембрандтом, чей шедевр «Возвращение блудного сына» он переосмыслил в своей мультимедийной инсталляции. Нижний — художнику Александру Шишкину-Хокусай, который представил интерактивную фанерную инсталляцию — «берестяной Эрмитаж» с искаженными копиями работ фламандских живописцев из музейной коллекции и исполняющими замысловатый танец человечками. И пока одни говорят, что Эрмитаж оперирует образами прошлого, показывая Рембрандта и Фламандскую школу, другие настаивают на том, что это взгляд в будущее и отсылка к предстоящей в Петербурге выставке «Искусственный интеллект и диалог культур», которая была анонсирована в дни открытия павильона.
«В конце пребывает начало. Тайное братство Тинторетто» Пушкинского музея и Stella Art Foundation в церкви Сан-Фантин (San Fantin)
В честь 500-летия знаменитого венецианского живописца Тинторетто театральный художник Дмитрий Крымов придумал инсталляцию-перформанс по мотивам «Тайной вечери», художница-концептуалист Ирина Нахова — медиаинсталляцию, в которой библейские сюжеты переосмыслены в контексте новейшей истории, а американский художник Гэри Хилл разложил элементы живописи на спектры и нейроны. И все это в формате современной мессы-спектакля, сочиненной кураторами выставки Мариной Лошак и Ольгой Шишко, в самом загадочном месте города, где когда-то хранились полотна великого венецианца.
The Battle between Carnival and Feast Адриана Гени в палаццо Чини (Palazzo Cini)
Выставка популярного румынского художника, чей стиль зачастую сравнивают с Фрэнсисом Бэконом, стала в этом году одной из самых обсуждаемых. И дело не только в провокационном названии, отчасти заимствованном у Питера Брейгеля, но и в технике работы над полотнами. Гени отказывается от традиционных инструментов в пользу мастихина и трафарета, а также царапает свои уже написанные картины.
Ретроспектива Георга Базелица в Галерее Академии (Galleria dell'Accademia)
Впервые в стенах музея, где хранится самая большая коллекция венецианской живописи XIV–XVIII веков, проходит ретроспективная выставка ныне живущего художника, яркого представителя немецкого постмодернизма, который к тому же является одним из самых дорогих в мире. Это уникальная возможность увидеть не только известные картины Базелица с перевернутыми фигурами людей, но и его редкие работы, созданные за последние 60 лет.
Human Шона Скалли в соборе Сан-Джорджо Маджоре (S. Giorgio Maggiore)
Один из самых дорогих современных художников, абстракционист Шон Скалли решил превратить бенедиктинскую церковь в место для медитации и размышлений о человеческих состояниях. На входе посетителей ждет мгновенный вау-эффект в виде десятиметровой скульптуры из цветного войлока, внутрь которой можно зайти, а затем типичная для творчества Скалли абстракция, которая неожиданно переходит в фигуратив.
Ретроспектива Аршила Горки во дворце Ка-Пезаро (Ca'Pesaro)
Первая в Италии выставка одного из самых влиятельных американских художников ХХ века и редкая возможность увидеть становление и развитие человека, стоявшего у истоков абстрактного экспрессионизма и вдохновившего Джексона Поллока, Марка Ротко, Виллема де Кунинга и многих других.
Dysfunctional во дворце Ка-д'Оро (Ca'd'Oro)
Выставка коллекционного дизайна Carpenters Workshop Gallery и Lombard Odier, которой очаровываешься с первого взгляда, проходит в Галерее Джорджо Франкетти и предлагает зрителям исследовать тонкую грань между искусством и дизайном. Изучая экспонаты, невольно осознаешь, что вопрос «Где заканчивается искусство и начинается дизайн?» по сей день остается открытым. Кстати, среди работ можно увидеть коллекцию «тонущей» мебели Alaska Вирджила Абло, которая призывает задуматься о климатических изменениях и повышении уровня Мирового океана.
Entropy фонда Faurschou в соборе Сан-Джорджо Маджоре (S. Giorgio Maggiore)
Хотите узнать, что такое допустимая в искусстве мера рассеивания энергии и познакомиться с современной китайской арт-сценой? Тогда вам однозначно сюда. Удивление, негодование, радость и смятение — вот лишь немногое из того, что испытывают гости групповой выставки при виде инсталляций Лю Вэя, Ян Фудуна и еще пяти художников из Китая.
Фонд Прада (Foundazione Prada), Палаццо Грасси (Palazzo Grassi), Пунта делла Догана (Punta della Dogana) и музей Пегги Гуггенхайм (Peggy Guggenheim)
На венецианские музеи, которые традиционно проводят собственные — не менее интересные — выставки параллельно с Биеннале, тоже стоит выделить отдельное время. В Фонде Прада показывают ретроспективу героя итальянского arte povera («бедного искусства») Янниса Кунеллиса. В Палаццо Грасси, частном музее французского миллиардера-коллекционера Франсуа Пино, открылась эффектная выставка бельгийского живописца Люка Тюйманса, включающая больше 80 работ. Другая арт-резиденция Пино, Пунта-делла-Догана, демонстрирует сборную экспозицию Luogno e Segni («Места и знаки»), в которую в том числе вошли работы Константина Бранкузи, Луизы Буржуа и Анри Сала. А в Музей Пегги Гуггенхайм стоит сходить ради выставки французского художника, скульптора и поэта Жана Арпа.
Ресторан AcquaPazza
Шумное и веселое, абсолютно не туристическое, но горячо любимое арт-общественностью заведение на площади Сан-Марко. Сюда приходят общаться и обсуждать увиденное, спорить и дискутировать, анализировать и придумывать новое. И все это под домашние дижестивы, эспрессо и один из лучших в городе десертов — мороженое в цельных фруктах. Идеальное завершение сложной и насыщенной венецианской программы.
Подготовила: Злата Фетисова
Источник фотографий: архивы пресс-служб, Instagram