25 апреля 2021 |
Сергей Степанов
6 фильмов с Аль Пачино, которые вам захочется пересмотреть
Один из лучших актеров XX века (и один из немногих обладателей узаконившей эту славу «Тройной короны» актерской профессии — призового комплекта из «Оскара», «Эмми» и «Тони»), Аль Пачино остается на виду на протяжении вот уже полувека и вновь напомнит о себе в самом скором времени — ролями у Квентина Тарантино и Мартина Скорсезе. Поздравляя Пачино с 81-летием, вспоминаем избранные вехи его феноменальной карьеры
«Крестный отец» (1972) и «Крестный отец 2» (1974)
Гангстерская сага Фрэнсиса Форда Копполы заработала по «Оскару» Марлону Брандо и Роберту Де Ниро, но нет никаких сомнений в том, что главная звезда — а также душа и сердце — тут именно Пачино. Спору нет, актеру основательно повезло с героем (его экранная эволюция — мечта любого лицедея), но это не отменяет колоссальную работу, которую проделал в роли Майкла Корлеоне Аль — на наших с вами глазах превращающийся из идеалистичного ветерана Второй мировой в беспощадного босса мафиозного клана.
«Собачий полдень» (1975)
Драматический диапазон Пачино предстал во всей его красе в еще одном оскароносном фильме — во вдохновленной реальной историей драме (или все-таки черной-пречерной комедии?) Сидни Люмета о неудачном ограблении банка. Аль играет его организатора, нуждающегося в большом куше, чтобы оплатить любимой — трансгендерной женщине — операцию по смене пола (по меркам 1970-х только эта сюжетная линия тянула на откровение), и осваивает все полсотни — и больше — оттенков отчаяния.
«Лицо со шрамом» (1983)
Ни один из героев Пачино не угождал в поп-культурный мейнстрим так решительно, как Тони Монтана — кубинский наркобарон из написанного Оливером Стоуном и снятого Брайаном Де Пальмой вольного ремейка одноименного гангстерского фильма 1932 года. Перейдя в высоковольтный, не чурающийся излишеств и крайностей режим, который будет отличать следующий этап его карьеры, Аль вдохновил многих актеров, рэперов и всамделишных бандитов, украсив мириады прикроватных постеров и сувенирных маек.
«Схватка» (1995)
Хронометраж «Схватки» — возможно, лучшего фильма Майкла Манна и одной из самых совершенных криминальных драм в истории немыслимого без Пачино жанра — близок к копполовским трем часам, но суть и соль фильма сводится к одной-единственной сцене. Ее — недолгой, но содержательной встречи копа (Аль) и преступника (Роберт Де Ниро) — многие ждали со времен второго «Крестного отца», где герои Пачино и Де Ниро не пересекались, и два величайших актера своего поколения оправдали многолетние ожидания.
«Бессонница» (2002)
Интересно, что вскоре после «Схватки» карьеры обоих актеров пошли на спад, и если Де Ниро вернулся в форму благодаря коллаборациям с Дэвидом О. Расселлом, то последняя выдающаяся кинороль Пачино датируется 2002 годом, когда он мастерски сыграл еще одного копа — измученного совестью и да, бессонницей — в одном из самых недооцененных фильмов еще не взявшегося за Бэтмена и прочую гигантоманию Кристофера Нолана. Этой осенью Аль и Бобби воссоединятся в финансируемом Netflix 200-миллионном «Ирландце» Скорсезе.