9 ноября 2023 | Полина Ульянова

Летиция Дош — о фильме «Катастрофа», подготовке к роли и собственном режиссерском опыте

Сегодня в прокат вышел фильм «Катастрофа» Жюста Филиппо. По сюжету картины по всему миру наблюдаются аномальные случаи кислотных дождей, уничтожающих все живое... Специально для U MAGAZINE главная героиня картины, актриса Летиция Дош, поделилась с нами деталями работы над проектом


Кадр из фильма «Катастрофа» фото № 1
Кадр из фильма «Катастрофа»
Расскажите, как вы попали в фильм «Катастрофа»?

Жюст написал мне с предложением поработать с ним. Мы встретились, и так вышло, что в тот же день умерла лошадь, с которой я работала в моем проекте «Ненависть». Это совершенно меня потрясло. Все темы, затронутые в «Ненависти», вновь всплывают в нашем фильме, как бы перемежаясь с навязчивыми идеями Жюста — более мрачными, чем мои. Мы беседовали о природе, о будущем... Для меня это стал переломный момент, и Жюст появился как нельзя вовремя.

Что вы думаете о сценарии?

Величие и интеллектуальность работы Жюста в том, что с помощью социальной проблематики он придает вес такому жанровому фильму. Чувство тревоги в нем очень ощутимо и убедительно. Вы знаете, такое может случиться с каждым из нас. Социальная проблематика, жанровый фильм и фантастика взаимно друг друга подпитывают. Мы узнаем в фильме свои собственные страхи, видим, как наступает конец света, видим, как из-за этого люди разрываются на части. Наряду со всем этим возникает тема семьи. Жюсту удалось соединить все это воедино и донести это до зрителя с помощью различных жанровых средств, представленных в фильме.

Кадр из фильма «Катастрофа» фото № 2
Кадр из фильма «Катастрофа»
Является ли кислотный дождь отсылкой ко всем катастрофам, которые мы пережили за последние несколько лет?

Кислотные дожди существуют, но они намного менее токсичны, чем в фильме. Впрочем, там показано, что мы уже стоим на пороге такой катастрофы. Не исключено, что лет через десять-пятнадцать такие дожди нанесут не меньший ущерб, чем в кино. Здесь есть еще одна из навязчивых тем Жюста: что может разлучить или примирить семью? Способна ли семья пережить такую трагедию?

Мир «Катастрофы» — научная фантастика, приближенная к нашей реальности. В нем нет странных инопланетян или огнедышащих чудищ.

Он напоминает мне о таких фильмах, как «"V" значит Вендетта», о режиссерах, использующих научную фантастику для раскрытия политического дискурса. Жюст просто связывает наше климатическое бездействие с бездействием социальным. Такое под силу не каждому. Еще одна сильная сторона этой картины в том, что Жюст — истинный художник: он искренне восхищался тем, как катаклизм породил такие прекрасные образы. Красота трогательна, даже если она трагична. Как картина Иеронима Босха. Я также подумала о Джеффе Николсе и его фильме «Укрытие» — пугающем, но величественном.

Кадр из фильма «Катастрофа» фото № 3
Кадр из фильма «Катастрофа»
Вы поставили спектакль «Ненависть» с участием лошади. Что вы почувствовали, увидев эти мощные образы раненых лошадей, уносящихся галопом от катастрофы?

Лошадь — очень благородное и красивое животное в два с половиной метра длинной. Для меня вид этих мощных, красивых и раненых лошадей явился своего рода метафорой величественной природы, которую мы губим. Жюст работает с чувствами и любит работать с тишиной. Персонажи мало говорят, все общаются между собой жестами. Он попросил меня играть так, как будто это боевик. Я была не против. Во время подготовки я дважды завалила экзамен по вождению, и Жюст сказал: «Нет, я хочу увидеть, как ты ведешь машину, как прыгаешь с моста. Для разнообразия приятно посмотреть, как это делает актриса вроде тебя, а не блондинка с большой грудью!». Ему нравилось видеть меня в «экшене». Но для этого пришлось много тренироваться!

Как вы подошли к работе над своим персонажем с психологической точки зрения?

Жюст, Гийом, Пейшнс и я — мы много работали над отношениями между нашими персонажами. Также я трудилась, в частности, над биографией своего персонажа (которую отправляла Жюсту). Поскольку мы часто работали в тишине, мы должны были без слов понимать, что происходит. Это было весело. 

Я всегда много готовлюсь к своим ролям. Иногда втайне, чтобы чувствовать себя свободно и быть в тонусе на съемках. Чтобы играть инстинктивно, мне нужна большая предварительная работа. Я также ощутимо привязалась к Пейшнс. Она очень умная и блестящая. Я думаю, что она еще долго пробудет в этой профессии. Гийом тоже много работал над своей ролью. Он тренировался, становился злее и разъяренней. Я был впечатлена и увлечена. Он превратился из Гийома в Михала. Они казались мне парой до катастрофы, которая все разрушила. Играть с ним получалось интуитивно, как нечто само собой разумеющееся.

Кадр из фильма «Катастрофа» фото № 4
Кадр из фильма «Катастрофа»
Концовка фильма остается открытой, но нам интересно, как выжившие герои будут дальше жить. Непонятно, как люди будут противостоять этому дождю.

Возможно, наступит лето. А если говорить серьезно, то мне кажется, что Жюст очень верит в будущие поколения. Маленькая Сельма развила в себе качества, которые могут помочь ей выжить. Скорее всего, она сможет лучше взаимодействовать с природой. Для нее фильм — это посвящение. Она стала мудрой женщиной. А катастрофы — это временное явление, они приходят и уходят. Не будет же кислотный дождь идти 365 дней в году. С другой стороны, разрушаются человеческие отношения. Когда переступаешь через определенный порог хаоса, любопытно, можно ли вообще вернуться назад. Вот, что меня пугает... В экологическом и социальном плане мы стоим на пороге коллапса. Никуда не уходят такие проблемы, как нарастающая напряженность, голод... Мы живем в очень страшное время, и эта тревога пронизывает фильм, хоть и в очень творческой, художественной форме. Зрителю такой фильм приносит облегчение. Лично мне приятно его смотреть.

Какие вы сделали выводы после работы с Жюстом Филиппо?

Как актрисе, мне было очень приятно с ним работать. Он очень тактичен и всячески желал мне успеха, а это очень мотивирует. Когда я что-то предлагала, он всегда отзывался, и мы во многом соглашались. Я чувствую, что мы с ним близки в творческом плане. Он также дал мне много идей по управлению съемочной группой. Мы проводили много времени вместе и за пределами съемочной площадки. Он был со всеми так мил! На его съемках была просто сумасшедшая энергия. Я очень вдохновлялась Жюстом, когда уже позже снимала собственное кино.

Источник фотографий: Кадры из фильма


Instyle

Телефон:
+7 (495) 974-22-60

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147