28 апреля

Ольга Свиблова — о выставке «Коллекция Still Art. Шедевры мировой фотографии моды»

Весной Мультимедиа Арт Музей, Москва открылся после капитального ремонта. О первой крупной выставке, которая уже проходит в стенах обновленного музея, рассказывает его основательница и бессменный директор Ольга Свиблова

Ольга Свиблова фото № 1
Ольга Свиблова
В рамках гала-открытия Мультимедиа Арт Музея самым масштабным и значимым проектом стала выставка «Коллекция Still Art. Шедевры мировой фотографии моды». На ней представлено более 200 работ легенд fashion-фотографии, таких как Питер Линдберг, Хельмут Ньютон, Сара Мун, Энни Лейбовиц, Хорст П. Хорст, Эрвин Блюменфельд, Альберт Уотсон и Херб Ритц. В объектив великих фотографов попадали герои разных эпох: Наоми Кемпбелл, Настасья Кински, Опра Уинфри, The Beatles и многие другие.
«Коллекция Still Art. Шедевры мировой фотографии моды» фото № 2
«Коллекция Still Art. Шедевры мировой фотографии моды»
Фонд Still Art, созданный Еленой и Михаилом Карисаловыми в 2018 году, смог собрать одну из крупнейших в Европе коллекций фотографии моды и стиля, которая позволяет получить достаточно полное представление об эволюции этого важнейшего художественного направления на протяжении XX века и в наши дни.
Сара Мун. Мода 4 Yohji Yamamoto. 1999 Собрание Фонда Still Art фото № 3
Сара Мун. Мода 4 Yohji Yamamoto. 1999 Собрание Фонда Still Art

  • «В первый юбилейный год Фонда нам особенно ценно представить новый масштабный выставочный проект «Коллекция Фонда Still Art. Шедевры мировой фотографии моды» и показать широкой аудитории культовые работы легенд мировой фотографии моды и стиля из собрания Фонда (который управляет самым масштабным на сегодняшний день собранием западной фэшн-фотографии ХХ—ХХI веков в России) в стенах Мультимедиа Арт Музея, Москва, с которым нас связывает яркая история. Я благодарна лично Ольге Львовне Свибловой за столь плодотворное сотрудничество в течение всех пяти лет, в рамках которого нам удалось реализовать разноплановые выставочные проекты: от экспозиций уникальных отпечатков и работ таких мастодонтов, до поддержки молодых российских авторов, которые вносят вклад в развитие фотографического искусства в нашей стране. Уверена, дальше наш совместный творческий путь c музеем станет еще более многогранным и продуктивным», — говорит Елена Карисалова, основательница Фонда Still Art.
    «Коллекция Still Art. Шедевры мировой фотографии моды» фото № 4
    «Коллекция Still Art. Шедевры мировой фотографии моды»

За 27 лет своей работы МАММ устраивал персональные выставки многих фотографов, чьи работы входят в коллекцию Still Art. Но когда демонстрируются шедевры сразу многих мастеров, возникает полифоническое звучание — зрителю это дает возможность увидеть, как художественные инновации появляются в диалоге отдельных авторов с их предшественниками и современниками.

Cара Мун. Платье в горошек. 1996 Собрание Фонда Still Art фото № 5
Cара Мун. Платье в горошек. 1996 Собрание Фонда Still Art
Становление фотографии моды как отдельного жанра начинается в 1910-е годы, когда Конде Наст, глава журнальной империи, названной его именем, начал приглашать к сотрудничеству фотографов — Адольфа де Мейера, Эдварда Штайхена и др. Фотографии очень скоро практически вытеснили рисованные иллюстрации из изданий, посвященных моде и стилю. В 1924 году Конде Наст даже открыл собственную типографию, чтобы быть уверенным в качестве фотоиллюстраций в своих журналах. Именно глянцевые журналы многие десятилетия были главными заказчиками фэшн-фотографии. Огромная конкуренция между изданиями приводила к тому, что фотографам не просто платили большие гонорары, но и предоставляли уникальное техническое обеспечение для съемок.
«Коллекция Still Art. Шедевры мировой фотографии моды» фото № 6
«Коллекция Still Art. Шедевры мировой фотографии моды»
Журналы «зажигали» звезды в области фэшн-фотографии, стимулируя пластические эксперименты. Глянцевые издания выходили огромными тиражами. Их фотографы получали массовую аудиторию, несравнимую с той, что могли предоставить галереи или музеи. Фотографы моды и стиля, конечно, опирались в своем творчестве на историю искусства и учитывали тренды современного искусства. Одновременно своими произведениями они влияли на современное искусство, кино и дизайн, как, например, Эрвин Блюменфельд, Ги Бурден, Уильям Кляйн или Питер Линдберг.
Сара Мун. Света. Съемка для Хуссейна Чалаяна. 2000 Собрание Фонда Still Art фото № 7
Сара Мун. Света. Съемка для Хуссейна Чалаяна. 2000 Собрание Фонда Still Art
С конца 1980-х годов меняется взгляд на фэшн-фотографию, она начинает рассматриваться как один из важнейших жанров современного искусства. Крупнейшие музеи мира, такие как МоМА, Метрополитен-музей, музей Виктории и Альберта и др. начинают показывать в своих залах выставки классиков фотографии моды и стиля. В 1999 году наш музей основал и с тех пор регулярно проводит Московскую международную биеннале «Мода и стиль в фотографии». Выставка «Коллекция Фонда Still Art. Шедевры мировой фотографии моды», сценография которой отсылает к модным дефиле, позволяет сфокусировать внимание на важнейших работах классиков жанра, а также открывает для московской публики новые имена.

Источник фотографий: Анна Екомасова, пресс-материалы


Instyle

Телефон:
+7 (495) 974-22-60

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147