7 мая

Магия кино: как оживает история на экране и в экспозиции?

В киностудии им. Максима Горького заканчивается выставка «За кадром: Есть что посмотреть». Это последний шанс увидеть, как создается «магия кино», и познакомиться с людьми, которые делают это возможным. Мы поговорили с архитектором выставки и основательницей бюро PS Culture Юлией Наполовой о том, как экспозиция рассказывает историю кинопроизводства и помогает увидеть знакомые фильмы по-новому

Магия кино: как оживает история на экране и в экспозиции? фото № 1
Расскажите о концепции выставки. Что вдохновило на ее создание?

Выставка «За кадром» рассказывает о кинопроизводстве и о его закулисье, предоставляя посетителям возможность погрузиться в кинопроцесс. Нашей основной идеей было создать своего рода путеводитель по устройству кино: показать, как оно создается и из чего состоит. Именно эта концепция послужила основой для художественного решения и формирования сценографии выставки.

«За кадром: Есть что посмотреть» фото № 2
«За кадром: Есть что посмотреть»

Повлияла ли тема на архитектуру экспозиции? 

Пространство выставочного зала киностудии им. Горького во многом определило наши архитектурные и планировочные решения. Два крыла, разделенные коридором, служат основой композиции, и именно к ним сходятся все экспозиционные элементы. Мы связали их с помощью красной ковровой дорожки —  характерного атрибута успешных фильмов и фестивального кино. Она подчеркивает славную историю киностудии и тонко символизирует ее уверенное движение к новым вершинам.

Как пространство позволяет подчеркнуть различные аспекты кинопроизводства?

Главным источником вдохновения для нас стал фильм Ларса Фон Триера «Догвилль», где сценография выполнена в виде контурной карты с обозначениями локаций, по которым перемещаются герои. Используя эту идею как основу для художественного решения, мы разделили пространство экспозиции на тематические блоки, рассказывающие об этапах кинопроизводства и собственно цеха киностудии. Получилось создать понятную навигацию по выставке и связать экспозицию единым, узнаваемым стилем.

«За кадром: Есть что посмотреть» фото № 3
«За кадром: Есть что посмотреть»
«За кадром: Есть что посмотреть» фото № 4
«За кадром: Есть что посмотреть»

Как ваш личный опыт и видение кино повлияли на архитектуру выставки?

Создание выставок, так же как и фильмов, — это чистой воды творчество, магия на «безумной кухне», где кипит работа множества людей. Режиссер в кино, архитектор в экспозиции — они оба стремятся объединить сложные процессы и талантливых людей, создать цельное художественное высказывание. Мне было особенно интересно работать над этим проектом, ведь во многом кинопроизводство схоже с созданием выставок. Это позволило мне взглянуть на технологические процессы под другим углом. Например, мы точно так же работаем с художниками и декораторами, которые создают сложные сеты. Над этой выставкой с нами работала Мария Турская — главный художник мини-сериала «Кукольник».

На выставке, как и в кино, огромную роль играет свет. Именно он создает ту магию, которая оживляет декорации, и совершенно меняет облик персонажей и предметов. Освещению у нас посвящен отдельный раздел.

«За кадром: Есть что посмотреть» фото № 5
«За кадром: Есть что посмотреть»

Еще одно сходство — использование спецэффектов. Мы активно применяем мультимедийные технологии: заставки, сеты, погружающие посетителей в другую реальность. И в кино без этого никак! Но есть и отличия. На выставках посетители не просто смотрят, а взаимодействуют с пространством. Проходя от зала к залу, от одного впечатления к другому, они двигаются, меняя ракурс и дистанцию восприятия. Это очень интересная и важная разница. Двигаясь физически, любой человек иначе впитывает информацию, и что-то нам нужно почувствовать вблизи, что-то на отдалении. Работа с экспозиционным дизайном и, соответственно, в дальнейшем поход на выставку дает интересную возможность увидеть тот или иной предмет, ту или иную историю, ситуацию с разных ракурсов и расстояния.

Какие артефакты или материалы на выставке лучше всего иллюстрируют «магию» кино?

Помимо уникальных экспонатов, создающих образы героев, таких как исторические костюмы для Петра Великого, на выставке представлены современные вещи. Я хотела бы особо выделить маски, то есть пластический грим, который был создан специально для «За кадром». Мне кажется, что искусство создания образов — это нечто невероятное. И, пожалуй, именно гримерка делает из человека орка и наоборот. И грим, будь он нейтральный или акцентный, совершенно меняет впечатление об актере, и о человеке. Это легко представить себе, когда ты приходишь к профессиональному визажисту и можешь совершенно по-другому иначе подчеркнуть черты своего лица. В кино создается тот же самый «вау»-эффект.

«За кадром: Есть что посмотреть» фото № 6
«За кадром: Есть что посмотреть»

Какой ваш любимый советский фильм и почему?

Мой любимый советский фильм — это «Семнадцать мгновений весны». Я посмотрела его полностью относительно недавно, буквально год назад, еще до начала работы над проектом. Удивительно, что когда смотришь старый фильм, не обязательно советский, а другой эпохи, поражает, насколько все иначе снято. Как построены кадры, как скорость влияет на восприятие. Сейчас мы смотрим невероятно быстрые игровые фильмы, где картинка меняется каждую секунду. Если нам показывают какой-нибудь пейзаж или план, он задерживается на несколько секунд в кадре, то нам это кажется недостаточно динамичным.

Возможно, поэтому первые пару серий мне казалось, что все слишком медленно и странно. Но потом, когда ты немного успокаиваешься и замедляешься, то совершенно иначе чувствуешь происходящее. Говорить про великолепную игру актеров, я думаю бессмысленно, про это было сказано очень много слов. Ты переживаешь за Штирлица, за радистку Кэт и всех остальных. Но то, что поразило меня в этом фильме, помимо его скорости и прекрасной операторской работы, это то, как подобрана и создана стилистика. Мне кажется, что этот фильм абсолютно безупречен с точки зрения стиля: костюмов, интерьеров и того, как все собрано. Уровень идеальности и проработанности картинки «Семнадцати мгновений»  напоминает мне, пожалуй, фильм Тома Форда «Одинокий мужчина», где каждый интерьер и каждый костюм безупречны.

«За кадром: Есть что посмотреть» фото № 7
«За кадром: Есть что посмотреть»

Источник фотографий: Юлия Кирильчева


Instyle

Телефон:
+7 (495) 974-22-60

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147