23 июня 2021 | Лада Николаева
Почему Фрэнсис Макдорманд слишком крутая для Голливуда?
В 64-й день рождения четырехкратной обладательницы «Оскара» рассказываем о ее заслугах на экране и за его пределами
Макдорманд любит маргинальных героинь
Фрэнсис Макдорманд получила классическое театральное образование в Йельской школе драмы и была готова играть любых литературных персонажей, но в кино она не подходила ни под один типаж. «Я была недостаточно привлекательной, недостаточно милой, недостаточно красивой, у меня не было потрясающей фигуры», — делилась актриса. Со временем Фрэн, как зовут ее друзья и коллеги, заняла нишу подруги главной героини-красотки. «Это не я так решила, — рассказывала Макдорманд. — Просто это было очевидно. Это был единственный способ получить роль». Не желая мириться с малопримечательным амплуа, актриса много спорила с режиссерами о своих героинях, стараясь придать им характер и особый шарм. Так постепенно появились ее несчастная южанка миссис Пелл в «Миссисипи в огне», беременная офицер полиции Мардж в «Фарго», а позднее — сварливая учительница математики Оливия в «Что знает Оливия», убитая горем мать Милдред в «Три билборда на границе Эббинга, штат Миссури» и одинокая кочевница Ферн в «Земле кочевников».
Она никогда не культивировала популярность
Прорывом для Фрэнсис в Голливуде стал фильм 1995 года «Фарго», продюсером и соавтором которого был ее муж Джоэл Коэн. После того как роль Мардж Гандерсон в мрачно-комедийной криминальной драме принесла актрисе первый «Оскар», она наняла представителя и проинструктировала его отказываться почти от всех возможных интервью. «Я предприняла очень сознательные усилия, чтобы не иметь никаких отношений с прессой и публичностью в течение 10 лет. Это был достаточно рискованный шаг в карьере женщины-актера, но он окупился именно так, как я затевала, — призналась как-то Макдорманд. — Аудитория не понимала, кто я есть на самом деле. Благодаря этому в своих ролях я могла завести их туда, куда не могли те, кто продавали часы, духи и журналы». Помимо табу на интервью, Фрэн отказалась от большинства пресс-мероприятий и всегда болезненно реагировала на просьбы фанатов о селфи. Вместо того чтобы позировать для фотографий, она всегда предлагала короткую беседу. «Я актриса не потому, что хочу, чтобы меня сфотографировали, — объясняет она. — Я актриса потому, что хочу участвовать в человеческом обмене знаниями».
Актриса не боится возраста
В отличие от большинства коллег по цеху, Макдорманд начала получать серьезные драматические роли после пятидесяти, не стремясь при этом выглядеть юной на экране. «Для 63-летней женщины по-прежнему оставаться культурно значимой — это очень приятно, — поделилось она в одном из недавних интервью. — Это то, чего я никак не могла ожидать, учитывая, как ко мне относились в индустрии. Я считаю, что эта перемена произошла не без моего вклада. И я чертовски этим горжусь». Фрэн гордо демонстрирует свой возраст не только на экране, но и за его пределами: на последнюю церемонию «Оскар» (подарившую ей две статуэтки, актерскую и продюсерскую, за фильм «Земля кочевников») она не стала укладывать седые волосы и делать макияж, она поднялась на сцену в закрытом черном платье и открытой обуви, а на премии 2019 года актриса вручала статуэтку Оливии Колман в роскошном розовом платье Valentino в сочетании с демократичными салатовыми биркенштоками.
5 фактов о Хлое Чжао, которая может стать второй оскароносной женщиной-режиссером в истории Читать
Фрэн борется с патриархальными предрассудками
Фрэнсис Макдорманд больше 35 лет счастлива в браке с режиссером Джоэлом Коэном, с которым вместе вырастила приемного сына Педро (сейчас ему 26 лет). Но на протяжении всей карьеры она воинственно противостояла любым стереотипам о женственности и материнстве. «Это моя личная феминистская позиция, но она во многом повлияла на мою профессиональную жизнь, — делилась актриса. — Поскольку я изображаю женских персонажей, у меня есть возможность изменить то, как аудитория их воспринимает. Даже если бы я не делала этого сознательно, это все равно произошло бы, просто из-за того, как я преподношу себя как женщина и человек. Я представляю себя не стереотипно, даже если играю стереотипную роль». Кроме того, Фрэн всегда отстаивала равенство в индустрии. Когда в 2018 году она получила «Оскар» за главную роль в фильме «Три билборда на границе Эббинга, штат Миссури», актриса использовала свою минуту славы на сцене, чтобы привлечь внимание к правам женщин. Макдорманд попросила всех номинанток премии встать, после чего сказала: «Посмотрите вокруг, дамы и господа, потому что всем нам есть, что рассказать, и у всех нас есть проекты, которые нужно профинансировать». «Не говорите с нами об этом сегодня вечером на афтепати, — продолжила она. — Пригласите в свой офис через пару дней или приходите сами — как вам удобнее, — и мы расскажем вам все о своих идеях».
Она до сих пор играет в театре
Фрэн впервые вышла на сцену, когда ей было 14 лет: учительница в ее средней школе в Монессене заставляла учеников разыгрывать шекспировские сцены после уроков. Макдорманд играла леди Макбет. Вскоре она стала единственной стипендиаткой колледжа театрального искусства Бетани в Западной Вирджинии (детям священников давали привилегии), где ей приходилось играть Дезире из мюзикла «Маленькая ночная музыка» — когда-то известную актрису, вынужденную вернуться в провинцию. Прославившись в кино, актриса не оставила театральную сцену. После оскароносного «Фарго» она ненадолго переехала в Великобританию, чтобы играть в дублинском театре. В 2011 году она получила «Тони» за игру в бродвейской пьесе «Хорошие люди». А после окончания съемок «Трех билбордов» Макдорманд вышла на сцену в Париже с Wooster Group — экспериментальной театральной компанией из Нью-Йорка, которой она принадлежала последние 20 лет.
Источник фотографий: Getty, кадры из фильмов
Ваш бонус Скидка дня: –20% на Guess