8 сентября 2020

Жизнь — игра: как геймификация помогает нам достигать целей

Что, если бы жизнь стала похожа на видеоигру, наполненную сложными заданиями и приключениями, в которой можно было бы преодолевать препятствия, осваивать новые навыки и получать захватывающие впечатления?  

Параллель с миром игр

Почему ребенок готов часы, а иногда и целые дни напролет проводить перед экраном в игре? Дети обожают игры, потому что они мгновенно получают обратную связь в виде наград, а мы, люди, любим награды. Мы конкурентоспособны, и переход на следующий уровень побуждает нас продолжать работу. Нам становится легче от того, что мы чего-то достигли. Но сама по себе геймификация — это не игра как таковая. Это умение извлекать забавные и увлекательные элементы, присутствующие в играх, и применять их в реальной жизни. Благодаря превращению задания в игру мы в разы повышаем самомотивацию в выполнении заданий.

Жизнь — игра: как геймификация помогает нам достигать целей фото № 1

Причина, по которой термин носит название «геймификация», заключается также в том, что игровая индустрия первой освоила дизайн, ориентированный на человека. Игры преследуют единственную цель — доставить удовольствие каждому игроку. Немаловажную роль в играх занимают «цели», такие как избавление от монстров или спасение принцессы, но все это предлоги для развлечения. Именно благодаря тому, что игровая индустрия десятилетиями или даже столетиями в зависимости от того, как квалифицировать игру, оттачивала мастерство овладевания мотивацией и вовлечения участников в процесс, сегодня мы можем многое почерпнуть из имеющегося опыта. 

Жизнь — игра: как геймификация помогает нам достигать целей фото № 2

Использование геймификации при выполнении ежедневных задач или работы по дому значительно повышает нашу продуктивность. Главное — воспринимать поставленную цель как игру и помнить, что без правил играть не интересно, а расплывчатые цели заранее обречены на провал. С применением игровых механизмов цели становятся более конкретными и структурированными, что повышает вероятность их достижения. Дополнительный бонус геймификации заключается в том, что она превращает скучную ежедневную рутину в увлекательное времяпровождение, а значит, выполнение простых повседневных дел может приносить удовольствие.

Правила игры

Уровни

Достижение грандиозной цели дастся намного быстрее и принесет более успешные результаты, если ее разбить на подцели — более мелкие «части» от простого к сложному. Каждый из шагов сам по себе является целью, но, поскольку они меньше, их выполнение реалистично и не является такой сложной задачей.

Визуализация прогресса

На роль индикатора прогресса сойдет как электронная таблица, так и старый добрый лист бумаги. Ничто так не мотивирует продвигаться дальше, как видимое отображение успеха. 

Вознаграждение 

Чувство удовлетворения от достижения своей главной цели довольно большая награда. В разбивке целей и создании уровней лучшей мотивацией становится возможность вознаграждать себя на каждом этапе. Это может быть как простой десятиминутный перерыв, так и какие-то материальные бонусы. Важно то, что у вас появляется стремление и мотивация закончить задание как можно быстрее и эффективнее. 

Жизнь — игра: как геймификация помогает нам достигать целей фото № 3

Модель Окталисис

Делая упор на мотивацию, геймификация оказывает положительное влияние на нашу жизнь на всех ее этапах — от школы до работы. Многие преподаватели уже используют игровые элементы для повышения вовлеченности учащихся, отслеживания прогресса и улучшения качества обучения. 

Успех видеоигр связан с их способностью влиять определенным образом на разные стимулы, которые по-разному мотивируют нас. Это открытие — заслуга многолетнего труда Ю-Кай Чжоу, одного из самых влиятельных людей на мировой предпринимательской арене, а также ключевой фигуры, стоящей за концепцией геймификации. Неоднократно удостоившийся звания гуру геймификации, он является автором модели Окталисиса, получившей свое название от формы восьмиугольника. Эта модель представляет собой структуру для анализа движущих сил, стоящих за мотивацией человека эффективно выполнить задачу. Система Ю-Кай Чжоу прежде всего нацелена на поведение людей и строится на восьми ключевых поведенческих стимулах:

Эпическое значение 

Этот стимул является ключевым, так как именно он дает пользователю ощущение значимости, уверенность в том, что помимо преследования собственных целей, он вносит свою лепту в развитие сообщества, например, помогая другим людям. Так, социальные сервисы Quora, Stack Overflow и Dribble стали площадками, где пользователи могут свободно делиться своими знаниями и опытом.

Развитие и достижение

Это внутренний мотиватор, способствующий продвижению вперед, развитию навыков и, в конечном счете, преодолению трудностей. Примерами могут послужить очки, значки, трофеи, таблицы лидеров и испытания. Центральное значение отводится слову «испытание», ведь без его преодоления значки и трофеи ничего не значат. К примеру, приложение Goodreads позволяет установить цель чтения определенного количества книг на год, что побуждает нас читать больше. 

Жизнь — игра: как геймификация помогает нам достигать целей фото № 4

Раскрытие творческого потенциала и обратная связь

Использование этого стимула вовлекает человека в творческий процесс, в котором ему приходится разбираться и доходить до сути проблем, пробуя различные комбинации. В приложении Duolingo пользователи могут достигать своих языковых целей, выбирая удобный для них путь и режим занятий.

Обладание и собственность 

Пользователи мотивированы чувством собственности и от природы хотят улучшить то, что им принадлежит. Люди испытывают чувство гордости за то, что они создали. В психологии есть даже специальный термин — эффект Икеа: чем больше люди вовлечены в создание продукта, тем больше они его ценят. Приложение Duolingo, например, награждает пользователей линготами (Lingots), их собственной виртуальной валютой, которую можно потратить в приложении.

Социальное влияние и причастность

Этот пункт включает в себя как положительные социальные элементы, которые движут людьми (наставничество, принятие, социальные реакции и товарищеские отношения), так и более негативные побуждения, такие как конкуренция и зависть. Видя кого-то, кто преуспевает в определенной сфере, невозможно не испытывать чувство зависти и восхищения, а также мотивацию подняться до уровня этого человека. Этот эффект особенно хорошо знаком всем пользователям Instagram.

Жизнь — игра: как геймификация помогает нам достигать целей фото № 5

Нужда и нетерпение

Это стимул хотеть чего-то, потому что у вас этого нет. Во многих играх применяется динамика указанного времени: «Чтобы получить награду, зайдите через два часа». Тот факт, что люди не могут получить что-то прямо сейчас, мотивирует их думать об этом весь день.

Непредсказуемость и любопытство

Всем знакомо желание узнать, что же будет дальше. Именно неведение побуждает нас читать книги и смотреть сериалы взахлеб допоздна. Именно этот стимул лежит в основе лудомании — игровой зависимости.    

Потеря и избегание

Последний стимул мотивирует нас страхом что-то упустить или потерять. Концепция многих популярных игр заключается в том, чтобы остаться в живых, чтобы перейти в следующий раунд. Очевидно, что неприятие поражения не ограничивается игровым миром. Оберегая чувство собственного достоинства, мы зачастую отказываемся сдаться и идем напролом, лишь бы не признавать, что все проделанное оказалось бесполезным.

Pokemon Go и реальная жизнь

Прекрасным примером применения геймификации может послужить стремительный рост приложения Pokemon Go. Пользователи отмечали, что игра побуждает их выйти из дома, чтобы отправиться на поиски новой «порции» покемонов. Фактически, пользователи были на побегушках у приложения, с удовольствием брались за выполнение как новых, так и ранее невыполненных заданий, так как осознавали, что в конце их ожидает «награда» — большее количество очков в результате пребывания на новом месте. 

Жизнь — игра: как геймификация помогает нам достигать целей фото № 6

Несмотря на растущую популярность, для качественного выполнения большего объема задач вовсе не нужно ловить покемонов. Самый простой и не требующий высоких технологий способ начать игру – обзавестись чек-листами и фиксировать выполненные задания, что будет равносильно вознаграждению, поскольку галочка напротив очередного пункта вызывает тот же выброс дофамина, что и успешное прохождение уровня в игре.


Материал подготовила Полина Верко


Instyle

Телефон:
+7 (495) 974-22-60

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147