21 апреля 2021 | Валерия Парфенова

До Kid Cudi и Курта Кобейна платья носил Роберт Смит. Вспоминаем культовый образ солиста The Cure

Совсем недавно все обсуждали скандальное вступление рэпера Kid Cudi на телешоу Saturday Night Live, а точнее его наряд — платье на тонких бретельках с цветочным принтом авторства Off-White. Так музыкант решил почтить память фронтмена группы Nirvana Курта Кобейна, который был не прочь выступить (и даже сняться для обложки журнала) в женском наряде. Но мало кто знает, что до легенды гранжа платья в качестве сценических образов выбирали и другие музыканты альтернативной сцены. Например, именинник Роберт Смит, солист группы The Cure

Британская панк-рок группа The Cure, основанная в городе Кроули больше 40 лет назад, точно вам знакома благодаря песням Lovesong и Friday I’m in Love. Если же эти названия ни о чем вам не говорят, то вспомните элементы образов многих героев Тима Бертона: растрепанную копну черных волос с начесом, бледное, почти белое лицо и густо подведенные черным глаза. Именно так можно описать персональный стиль солиста и единственного бессменного члена The Cure Роберта Смита, который 21 апреля отмечает день рождения.



Музыкант до сих пор выступает на сцене. Например, в 2019 году он приезжал в Москву, чтобы отыграть двухчасовой (!) концерт и исполнить культовые песни The Cure, которые есть в каждом из 13 студийных альбомов пост-панк коллектива. Во время мирового тура в 1986 году, после выхода одной из первых пластинок The Cure — The Head on the Door, — группа оказалась во Франции и была приглашена на запись телевизионной программы, чтобы исполнить несколько фирменных, тогда еще мрачных, композиций.

 

 Фанаты подготовились: подвели карандашом глаза и облачились в черное с ног до головы, чтобы повторить стиль фронтмена. Но прогадали. Чтобы позлить зрителей выступления, даже самых преданных, Роберт Смит и все музыканты оделись в... платья в цветочек, похожие на ночнушки. Так The Cure постарались отойти от своего готического образа и изменить имидж по совету агента. Этот стратегический ход впоследствии и привел к самым коммерчески успешным релизам британских рокеров конца 80-х и начала 90-х.

 
Участники The Cure — их музыка, визуальный стиль и манера поведения на сцене — повлияли на многих музыкантов, от британцев Interpol и Bloc Party, американцев Smashing Pumpkins и The Killers до советских и российских «Агаты Кристи» и «Кино». И конечно, не стоит отрицать тот факт, что последствия той выходки на французском телевидении можно увидеть на кадрах с выступлений Nirvana, на которых Курт Кобейн в наивном платье с гитарой наперевес играет гранж.


Роберт Смит и Курт Кобейн преследовали разные цели. Один в корне менял имидж группы и играл на эмоциях, эпатировал фанатов, привыкших к другому паттерну поведения кумиров. Другой отстаивал феминизм, выступал против гомофобии, расизма и женоненавистничества. Третий же, недавний герой в платье рэпер Kid Cudi, в наряде на бретельках Off-White вроде и сделал трибьют лидеру Nirvana, но все же задумал выходку не во имя памяти трагически скончавшегося музыканта. Через несколько дней после его выступления на телешоу Saturday Night Live стало известно, что бренд дизайнера Вирджила Абло и рэпер готовят коллаборацию, а платье в цветочек — ее часть. Кажется, после того как о Kid Cudi и его оммаже образу Курта написали все, солдаут коллекции Off-White обеспечен.

 
Если вернуться к личности Роберта Смита и убрать в шкаф платья в цветочек, перед нами окажется один из влиятельнейших из ныне живущих рок-музыкантов, заставших расцвет синти-попа, пост-панка, инди-музыки и гранжа. О влиянии музыканта на мировую популярную культуру нам рассказали музыкальный журналист, радиоведущий и куратор проекта Arzamas «Британская музыка от хора до хардкора» Лев Ганкин и музыкант, солист группы «Зарница» и автор телеграм-канала Boring Emo Артем Лобынцев.

Лев Ганкин:

«The Cure — одна из главных пост-панк групп, одна из самых успешных. Она сначала воплотила в наиболее дистиллированном виде мятежный дух, а потом смогла не замкнуться на мрачном, почти готическом образе первых нескольких альбомов. Собственная депрессивность тяготила и самих музыкантов, насколько мне известно. The Cure смогли провести редкую операцию для музыкального коллектива, а именно нащупать новые возможности для развития вне своего первоначального стиля. У них было как минимум два пиковых периода: ранний, начала 80-х годов, с кульминацией на альбоме Pornography; а потом уже конец 80-х годов, мои любимые Kiss Me, Kiss Me, Kiss Me и Disintegration. Тот стиль, тот музыкальный образ, который они нащупали в свое время, достаточно фертилен и плодотворен для того, чтобы, оставаясь в его рамках, находить возможность для сочинения новых, убедительных, ярких композиций.

 

Пост-панк переживал несколько ревайвлов, как это называется, на протяжении многих лет. В нулевые ревайвл был, да и сейчас можно говорить о том, что идет второй, третий или четвертый по счету период возрождения пост-панка. И всякий раз, когда люди оглядываются на период 70-х и 80-х, они, скорее всего, встречаются с одними и теми же именами, такими как The Cure, Joy Division, Siouxsie and the Banshees, The Clash образца третьего альбома. Это те самые группы, которые были в авангарде движения пост-панка. 

В нашей стране музыканты из групп "Кино", "Агата Кристи", "Алиса" слушали The Cure и The Smiths. И например, то, что у "Кино" с самого начала была драм-машина, а не живой барабанщик играл, с точки зрения классического рока было не принято. Но в пост-панке такое решение было в порядке вещей, в том числе в ранних альбомах The Cure. 


   

Уберите Роберта Смита, и коллектива не останется. Действительно, The Cure — его группа, и он один из ярчайших фронтменов, я думаю, что даже не только своего поколения, но и вообще. Если мы будем вспоминать топ-20 британских фронтменов рок-групп, начиная от Мика Джаггера и Роберта Планта и дальше, приходя к Моррисси и другим замечательным артистам следующих поколений, я абсолютно уверен, что имя Роберта Смита там будет. Я трижды был на концертах The Cure, и по прежнему центром притяжения является Смит. При том, что он даже ничего особенно не делает. Не прыгает, как Джаггер. Достаточно его прически, гипнотического присутствия. И это не говоря о том, что у него просто прекрасный голос. Важен не только внешний вид, но и вокальные данные». 

Артем Лобынцев:

«Наверное, не будет преувеличением сказать, что без Роберта Смита и The Cure не было бы и группы "Зарница". Ну, или она звучала бы совсем по-другому. Мы никогда не стремились копировать их, но невозможно отрицать их влияние на нашу музыку, как прямое, так и опосредованное, через множество других групп, также вдохновлявшихся ими.


И тем приятнее знать, что наши взгляды на свободу самовыражения и гендерные стереотипы совпадают. Роберт Смит носил платья еще школьником. Мы начали играть в 2016 году и с тех пор на каждое выступление одевались в то, что принято считать женской одеждой. Для этого был и остается ряд причин. Во-первых, как ни странно, это до сих пор воспринимается как вызов. Все еще сложно себе представить мужчину, свободно носящего платье или юбку в общественных местах, особенно если отъехать подальше от Москвы и Петербурга. Во-вторых, это просто красиво. И удобно. И к счастью, тенденции последних лет показывают, что все больше парней и мужчин экспериментируют с такой одеждой, и когда-нибудь это перестанет быть чем-то бунтарским и провокационным, а станет просто свободным выбором — одеваться так, как ты хочешь, вне зависимости от пола».

Источник фотографий: instagram


Instyle

Телефон:
+7 (495) 974-22-60

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147