25 марта 2022

Прогноз кинокритика: кто победит на «Оскаре» в номинации «Лучший иностранный фильм»

Кинокритик и автор Телеграм-канала «Кино Скандинавии» Анастасия Гончарова поделилась своими предположениями

В номинации «Лучший иностранный фильм» представлены:

  • «Рука бога» (Италия), режиссер Паоло Соррентино;
  • «Сядь за руль моей машины» (Япония), режиссер Рюсукэ Хамагути;
  • «Побег» (Дания), режиссер Йонас Поэр Расмуссен;
  • «Лунана: Як в классной комнате» (Бутан), режиссер Паво Чойнинг Дорджи;
  • «Худший человек на свете» (Норвегия), режиссер Йоаким Триер. 

«Рука бога», 2021

Кадр из фильма «Рука бога», 2021 фото № 1
Кадр из фильма «Рука бога», 2021
Автобиографическая драма итальянского режиссера Паоло Соррентино, полная боли и вместе с тем сладостных (и сладострастных) воспоминаний. Главный герой — Фабьетто Скизе, совсем еще молодой парень, одержимый родным футбольным клубом и женской красотой. После несчастного случая Фабьетто сталкивается с извечными вопросами: как пережить утрату и что делать с этой вдруг образовавшейся свободой? Как разрешить себе жить дальше? Импульс приходит откуда не ждали. Прошлое и настоящее совокупляются, чтобы случилось будущее.

У Соррентино получилось объединить в один коктейль, казалось бы, абсолютно разные ингредиенты. «Рука бога» — это сеанс психотерапии с проработкой личных травм, поиск истоков творчества и неизменных деталей всех фильмов режиссера. «Рука бога» — это соседская байка о типичной итальянской семье, шумной, веселой, с кучей родственников, властной матерью и чудаковатой теткой. «Рука бога» — это волшебная сказка с магическими предсказаниями и красавицами, коих у Паоло Соррентино и в этом фильме великое множество. И, наконец, «Рука бога» — это эскапическое путешествие в солнечное беззаботное время, которое сейчас важно зрителю как никогда.

У отмеченного многочисленными наградами на Венецианском кинофестивале фильма есть все шансы получить признание и на «Оскаре», повторив успех «Великой красоты» Паоло Соррентино в 2014 году.

«Сядь за руль моей машины», 2021

Кадр из фильма «Сядь за руль моей машины», 2021 фото № 2
Кадр из фильма «Сядь за руль моей машины», 2021
Экранизация рассказа Харуки Мураками из цикла «Мужчины без женщин». Юсуке Кафуку — театральный актер и режиссер, теряющий одного близкого за другим: сначала умерла его дочь, потом внезапно скончалась жена. В Хиросиме, куда он едет работать над пьесой Чехова «Дядя Ваня», за ним закрепляют водителя, забирая из его власти даже управление любимой машиной. 

Большая часть времени фильма проходит именно в замкнутом пространстве. В машине, отключившись от роли водителя, Юсуке неизбежно приходит к рефлексии. Так происходит одновременное путешествие вперед (физическое движение машины) и назад (нематериальное, по волнам воспоминаний). Еще одна «коробка», в которую режиссер помещает Юсуке, — театральная сцена. В ней заложник не только Кафуку, но и все персонажи, которые, выйдя за пределы сцены, продолжают играть чеховские роли.

Такой симулятор реальной жизни ничуть ее не упрощает ни для персонажей, ни для зрителя. Пожалуй, именно эта ложная простота истории и ее исполнения режиссером возвели «Сядь за руль моей машины» в лидеры среди критиков. На текущей премии «Оскар» у фильма суммарно четыре номинации, шансы велики.

«Побег», 2021

Афиша мультфильма «Побег», 2021 фото № 3
Афиша мультфильма «Побег», 2021
Анимационный документальный фильм о страхе, травме и принятии себя. Военный переворот в Афганистане врывается в детство Амина. Теперь вместо прогулок под песни a-ha в кассетном плеере или запуска воздушного змея ему надо бежать из страны.

Путь этот и для Амина, и для всей его семьи становится чрезвычайно трудным и долгим испытанием. Полицейское насилие, обман, притеснения и, в конечном счете, утрата семейных связей и одиночество — все это переживает главный герой «Побега». 

Зритель узнает его историю буквально через призму режиссерского восприятия: Амин впервые рассказывает своему другу (и по совместительству режиссеру) про свое прошлое до приезда в Данию. Это одновременно похоже на сеанс психотерапии и сон, вместо изображения часто зритель видит просто образы на темном фоне.

Столкновение восхитительно красивой анимации и разрушающего чувства страха и отсутствия безопасности делают этот фильм одним из главных претендентов на статуэтку. Недаром многие критики называют «Побег» лучшим фильмом года.

«Лунана: Як в классной комнате», 2019

Кадр из фильма «Лунана: Як в классной комнате», 2019 фото № 4
Кадр из фильма «Лунана: Як в классной комнате», 2019
Режиссерский дебют Паво Чойнинг Дорджи о том, что у судьбы свои планы. В центре сюжета — молодой бутанский учитель (по призванию певец), который мечтает съехать от бабушки и жить в Австралии. Но по государственному контракту его распределяют учителем в школу в Лунану, отдаленный населенный пункт на границе с Тибетом. 

Все естество героя протестует против этой поездки. Она не только не входит в планы, но и физически очень трудна: пеший подъем в гору длится несколько дней по сложной местности. Условия жизни людей в деревне, а точнее их почти полное отсутствие, также пугают учителя. Но вместе со страхом растет и удивление от почти благоговения и почета, которые оказывают ему жители Лунаны. Ведь все они, как один, твердят, что учитель — это будущее. 

Немного наивная история почти повторяет анимационную ленту «Клаус» 2019 года, также выдвинутую на «Оскар», но уступившую в своей номинации «Истории игрушек 4». Как и «Клаус», фильм Дорджи, скорее всего, не получит заветную статуэтку, но это не значит, что его стоит игнорировать. Завораживающие пейзажи, переосмысление ценностей и критика общества потребления — в нем есть все и даже больше.

«Худший человек на свете», 2021

Кадр из фильма «Худший человек на свете», 2021 фото № 5
Кадр из фильма «Худший человек на свете», 2021
Попытка проанализировать поколение тридцатилетних на стыке жанров комедии и драмы от Йоакима Триера. Юлия — девушка, которая постоянно находится в поиске себя: смена работы, смена увлечений, смена партнеров. В этом безостановочном процессе Юлия очень комфортно себя чувствует, ведь она ищет «лучшую версию». Старшее поколение в лице мамы хоть и удивляется с каждым разом все больше, но не перестает поддерживать. 

Поиск идентичности для Юлии напрямую связан с ее отношениями и тем, какую роль в них она хочет занимать. Но под внешней непоследовательностью действий девушки скрывается избегание и уязвимость. Юлия влюбляется после предложения закончить интрижку и возобновляет общение с партнером после новости, что у него рак. Это постоянное пограничное состояние героини подчеркивается противопоставлением нездоровых отношений и легкой музыки, звучащей фоном.

Портрет поколения получается у Триера предельно честным, без морализаторства, но немного беззубым. Возможно, именно это ставит под вопрос вероятность автора победить в оскаровской гонке.


Instyle

Телефон:
+7 (495) 974-22-60

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147